Генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин принял участие в пресс-конференции, организованной Ассоциацией российских банков (АРБ) в преддверии XXIV Съезда АРБ «Банки и общество: роль кредитных организаций в социально-экономическом развитии России».
Генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин принял участие в пресс-конференции, организованной Ассоциацией российских банков (АРБ) в преддверии XXIV Съезда АРБ «Банки и общество: роль кредитных организаций в социально-экономическом развитии России». На мероприятии журналистам и экспертам были представлены результаты федерального социологического исследования, проведенного по заказу Банка России, АРБ, НБКИ и МСП Банка.
«Изучение общественного мнения – необходимая и важная инициатива банковского сообщества, - заявил Александр Викулин. – Результаты позволяют нам оценить пробелы в финансовой грамотности населения и разработать методы ее повышения».
Отметив, что в последнее время значительно возрос спрос на кредитные истории со стороны заемщиков (порядка 3 тысяч запросов в марте 2012 года и около 30 тысяч – в марте 2013-го года), Александр Викулин обратил внимание на мифы в общественном сознании. Они, по его мнению, тормозят развитие рынка кредитования и влияют на качество исполнения заемщиками кредитных обязательств.
Миф 1. Об удалении негативных записей из кредитной истории. 35% опрошенных считают, что как только они ликвидируют просрочку по кредиту, запись о ней из кредитной истории удаляется. О том, что кредитная история остается с человеком практически на всю жизнь, знают 38% опрошенных. Такое представление вполне объясняет несколько легкомысленное отношение ряда заемщиков к своим обязательствам. Развенчание этого мифа должно способствовать повышению качества платежного поведения граждан.
Миф 2. В кредитной истории есть информация только о просроченных кредитах. 49% заемщиков знают, что в кредитной истории содержатся сведения о просроченных платежах по кредиту. Тот факт, что в ней есть информация обо всех кредитах, в том числе – выплаченных и имеющихся, известен лишь 32% опрошенных.
Миф 3. Где хранится кредитная история заемщика. 41% опрошенных этого не знают. Получается, что почти половина граждан не имеет представления о существовании института бюро кредитных историй.
Миф 4. Заемщик не имеет права получить свою кредитную историю. Только 35% опрошенных знают о своем праве в любое время ознакомиться со своей кредитной историей.
Миф 5. О составе кредитной истории. 56% респондентов полагают, что в кредитной истории содержится информация о месте работы заемщика, а 52% – думают, что о доходах. Эти данные свидетельствуют о принципиальном непонимании гражданами сути кредитных историй, которая заключается в отражении информации о текущих кредитах и их обслуживании.
Одной из системных мер, которая может кардинально изменить понимание гражданами важности своей кредитной истории, по мнению Александра Викулина, должна стать доработка «Памятки заемщика по потребительскому кредиту», разработанной Банком России в 2008 году.