Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / Жар и перегрев в прошлом? // Финансовая газета

Жар и перегрев в прошлом? // Финансовая газета

24.02.2014

Как работает градусник

Индекс вычисляется на основе расчета доли «плохих» долгов среди их общего числа. При этом в качестве «плохих» рассматриваются займы, просроченные более чем на 60 дней в течение последних шести месяцев. Первое значение «плохих» долгов устанавливается в качестве исходного значения индекса, равного 100. Индекс масштабирован таким образом, что его уменьшение на 20 пунктов означает удвоение «плохих» долгов, а увеличение на 20 пунктов — уменьшение «плохих» долгов в 2 раза.

Значение индекса кредитного здоровья по состоянию на 1 января 2014 года не изменилось по сравнению с 1 октября 2013 года и составило 102 пункта. Впервые за 18 месяцев, отмечают аналитики НБКИ и FICO, в IV квартале 2013 года индекс по сравнению с предыдущим кварталом не снизился. Таким образом, падение индекса, наблюдавшееся на протяжении последних двух лет, остановилось.

Начиная с января 2012 года уровень «плохих» долгов в России вырос примерно с 7 до 10,7% (по состоянию на 1 января 2014 года).

Комментируя данные результаты, генеральный директор НБКИ Александр Викулин отметил, что «развитие кредитного рынка, и в особенности — необеспеченного кредитования, пик которого мы наблюдали в 2012 году, способствовало быстрому увеличению просрочки. Банки в прошлом году начали улучшать системы риск-менеджмента, что благотворно отразилось на качестве их портфелей. Однако стоит обратить внимание на то, что индекс кредитного здоровья, несмотря на стабилизацию, остается низким — он пока далек от максимальных значений. Поэтому рынку кредитования предстоит пройти путь оздоровления, которое будет заключаться в более тщательном отборе заемщиков и внедрении новых разработок для управления рисками».

В большинстве федеральных округов значение индекса осталось на том же уровне, что и в III квартале 2013 года. Только в Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах он снизился на 1 пункт. В трех округах значение индекса было выше, чем в стране в целом. Значение этого показателя достигло 106 пунктов в Центральном федеральном округе и по 104 пункта — в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах.

Национальные особенности кредитного рынка

«В прошлом году рост российского рынка кредитования положительно отразился на состоянии экономики страны, а банки сосредоточили внимание на контроле рисков, усилившихся в результате этого развития, — говорит руководитель подразделения FICO в России Евгений Штеманетян. — В настоящее время всем без исключения кредиторам предстоит усилить системы риск-менеджмента, чтобы обеспечить качество и устойчивость своих кредитных портфелей».

«Пока причин для долгосрочных оптимистичных прогнозов нет. Существенным фактором, повлиявшим на остановку падения индекса, стало замедление роста кредитования. Оно в свою очередь вызвано активными действиями регулятора по „охлаждению“ рынка розничного кредитования, а также ухудшением качества заемщиков, — говорит главный портфельный риск-менеджер Альфа-Банка Роман Божьев. — Пока рано делать вывод, что тренд снижения индекса переломлен. Дело в том, что макроэкономические показатели не дают повода для оптимизма. Более того, по моему мнению, в условиях замедления развития кредитования улучшение портфелей банков может быть временным явлением. Если в 2014 году портфели не будут прирастать активно, то в перспективе 10–12 месяцев часть хороших ссуд „самортизируется“, и доля плохих долгов в портфеле банков увеличится. В этом случае индекс снова снизится».

Если говорить отдельно о различных видах кредитов, то согласно выводам аналитиков Национального бюро кредитных историй также замедлился рост доли просрочки по розничным кредитам. Об этом можно судить по состоянию уникального показателя, рассчитываемого НБКИ, — коэффициента просроченной потребительской задолженности (КП).

КП вычисляется как отношение остатка по займам, выплаты по которым просрочены более чем на 30 дней, к общему объему выданных кредитов с поправкой на ряд отраслевых параметров. На 1 января 2014 года КП остался на том же уровне, что и годом ранее, — 4,5%.

НБКИ отмечает, что ситуация с просрочкой улучшилась в секторе залогового кредитования. Так, КП по ипотеке на 1 января 2014 года составил 2,9%, тогда как на ту же дату прошлого года — 3,9%, автокредитам — 3,6% (прежний показатель — 4,0%).

В секторе же необеспеченного кредитования доля просрочки возросла. КП по кредитам на покупку потребительских товаров достиг 5,7% (годом ранее — 4,9%), кредитным картам — 2,8% (на 1 января 2013 г. — 2,2%).

«Негативное изменение КП по беззалоговым кредитам — временное явление. Это следствие того, что банки в прошлом году столкнулись с ростом просрочки по займам, выданным еще в 2012 году. Ведь тогда мы наблюдали интенсивное развитие необеспеченного кредитования, — считает Александр Викулин. — Динамика КП по залоговым займам свидетельствует о положительных изменениях на кредитном рынке. Банки стремятся развивать менее рисковые виды кредитования и одновременно — тщательнее отбирать заемщиков. Такой подход будет способствовать формированию качественных кредитных портфелей и позволит постепенно снизить долю беззалоговых займов в совокупном розничном кредитном портфеле, которая в настоящее время составляет 61%».

Как пишет НБКИ в своих материалах, в 2013 году розничное кредитование развивалось равномерно, без существенного «крена» в сторону необеспеченного кредитования. Спред между динамикой необеспеченного кредитования и залогового уменьшился с 20,5 п.п. в 2012 г. до 4,0 п.п. в 2013 году.

Россияне предпочитают большие кредиты

Выступая 4 февраля 2014 года на конференции «WE Потребительское кредитование в России 2014», директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков, сообщил, что по сравнению с 2012 годом в 2013 году россияне получили на 22% меньше кредитов, не превышающих 10 тыс. руб. Такая же тенденция наблюдается во всех сегментах займов до 100 тыс. руб. Рост выдачи кредитов в зависимости от суммы начинается от 100 тыс. руб. и особенно заметен в секторе кредитов более 500 тыс. руб. (+23,83%).

«В 2013 году заемщику, имеющему нескольких действующих кредитов, получить новый стало практически невозможно. Как следствие, доли заемщиков, погашающих два займа и больше, в настоящее время практически не растут», — добавил директор по маркетингу НБКИ. По состоянию на 1 января 2014 года доля заемщиков, обслуживающих одновременно два кредита, составила 9,72%, три — 4,16%, более четырех — 2,58%, и эти доли за год практически не изменились.

При этом, по данным Алексея Волкова, число заемщиков, которые перед получением займов знакомятся со своими кредитными историями, увеличивается. «У граждан нашей страны формируется экономически оправданное поведение — «плати вовремя, получай кредиты на более выгодных условиях, — сказал он. — В 2013 году в НБКИ свои кредитные отчеты запросили 373 тысячи россиян, тогда как годом ранее — 128 тысяч». Сами кредиторы активно внедряют инструменты управления рисками, разработанные НБКИ. Так, количество банков, пользующихся скоринг-бюро НБКИ, возросло до 175 в 2013 году с 58 в 2012 году.

Новой угрозой рынку розничного кредитования Алексей Волков назвал кредитное мошенничество. По оценкам НБКИ, на 1 января 2014 года потери кредиторов от мошенников составили 153 млрд руб., тогда как годом ранее их объем был 67 млрд руб. «В этих условиях увеличиваются требования к риск-аналитике, — сделал вывод Алексей Волков. — Точная аналитика рынка, изучение различных показателей, имеющих отношение к каждому этапу кредитного процесса, и их динамики — источник формирования правильных тактик и стратегий кредиторами».

Главный игрок на автомобильном рынке

При замедлении роста экономики кредитный рынок начинает играть все более важную роль. Прежде всего это будет касаться автомобильного рынка, который в прошлом году упал.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых легковых автомобилей в РФ по итогам 2013 года составил 2,6 миллиона штук, что на 5,5% меньше, чем по итогам 2012 года. Емкость рынка в денежном выражении составила $73,9 млрд., что на 2% меньше, чем в 2012, но на 20% больше, чем в докризисном 2008 году ($61,2 млрд).

По итогам 2013 года средняя цена нового легкового автомобиля составила $28 340. Говоря о средневзвешенной цене по брендам, Сергей Целиков отметил, что самый дорогой машиной по итогам года стал Mercedes-Benz ($103 250), а минимальная цена оказалась у Daewoo ($10 340).

«Если не произойдет кризиса, то в ближайшие 5–7 лет объем продаж на российском рынке будет находиться в коридоре 2,4–3,2 миллиона автомобилей в год», — считает директор агентства «Автостат».

По статистике НБКИ, темпы роста автокредитования замедляются. На 1 января 2014 года в базе НБКИ содержится информация о 2,7 млн действующих автокредитов общим объемом 1,4 трлн руб. Если в 2012 году рынок автокредитования, по данным НБКИ, вырос на 35% по сравнению с 2011 году, то по итогам прошлого года — на 24%.

Одновременно, по словам Алексея Волкова, наблюдается очень важная тенденция: растет доля «кредитных» машин — таковым уже является почти каждый второй новый автомобиль в России. При этом средний размер действующего автокредита составляет 510 тыс. руб. «В 2013 году 45,8% машин были куплены в кредит, тогда как годом ранее этот показатель составлял 33,6%, — рассказал Алексей Волков. — Мы прогнозируем, что сохранение тенденции сокращения продаж автомобилей при 20-процентном росте автокредитования в 2014 году приведет к росту доли новых „кредитных“ автомобилей до 60%». Как отметил Алексей Волков, кредитная дисциплина граждан в секторе автокредитования улучшается. Коэффициент просроченной потребительской задолженности (КП) с 1 января прошлого года улучшился с 4 до 3,6% по состоянию на ту же дату 2014 года.

Эту тенденцию подтвердила руководитель направления по финансовым продуктам Volvo Car Russia Екатерина Градникова: «Наличие собственных финансовых продуктов от автопроизводителя сегодня является одним из ключевых конкурентных преимуществ — при прочих равных характеристиках автомобилей разных брендов современный покупатель делает выбор в пользу той марки, которая предложит ему наиболее выгодные условия финансирования. Эту тенденцию подтверждают и наши собственные продажи: запуск программы субсидированного кредитования позволил нам в несколько раз повысить продажи с привлечением финансирования. Если до начала программы продукты Volvo Car кредит выбирали в среднем 65 покупателей в месяц, то после ее старта количество желающих увеличилось до 407 клиентов в месяц».

НБКИ также представило данные по развитию автокредитования в регионах. «Единственным регионом, в котором просроченная задолженность в прошлом году увеличивалась быстрее, чем объемы займов, стал Приморский край, — сообщил Алексей Волков. — Наилучшее кредитное поведение характерно для заемщиков в Омской области». Екатерина Градникова отметила, что, согласно данным Volvo Car Russia, в регионах по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом более популярны кредиты с длительным сроком погашения. Если в Москве и Санкт-Петербурге доля покупателей автомобилей Volvo, которые берут автомобиль в кредит на 5 лет, составляет 12%, то в регионах — это 28% покупателей.

По мнению Алексея Волкова, для снижения рисков в автокредитовании необходимы важнейшие системные изменения. «Речь идет, в частности, о возможности доступа всех без исключения кредиторов к данным Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы, что позволит банкам более достоверно оценивать соотношение дохода и кредитной нагрузки», — добавил директор по маркетингу НБКИ. Более того, по словам Алексея Волкова, необходима единая база залогового имущества, с помощью которой покупатель автомобиля на вторичном рынке мог бы проверить, не находится ли машина в залоге у банка. «Пока такая база, созданная на добровольных началах НБКИ и рядом ведущих банков, есть только у нашего бюро. В ней содержатся сведения о 1,3 млн автомобилей в залоге, сведения о которых передают 110 кредиторов. Мы полагаем, что передача функций регистратора НБКИ на законодательном уровне позволила бы авторынку избавиться от мошеннических схем, от которых страдают кредиторы и честные покупатели автомобилей на вторичном рынке», — подчеркнул он.


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером