Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / В очереди на выплаты машины третьи // Известия

В очереди на выплаты машины третьи // Известия

04.04.2014

Для основной массы заемщиков важнее погасить в срок задолженность по кредитной карте и ипотеке

Граждане России более ответственно относятся к погашению в срок задолженностей по кредитной карте или ипотеке и чаще пренебрегают оплатой кредитов на автомобили и потребительские товары. Однако в некоторых регионах значительно важнее вовремя заплатить за машину, чем другие долги.

Как сообщили "Известиям" в Национальном бюро кредитных историй, в последние два года средняя доля просроченной потребительской задолженности составляет 4,5-5%. Это меньше, чем в 2010-2011 годах - тогда просрочка платежей по кредитам более чем на 30 дней превышала 5-6%.

- Согласно выводам аналитиков Национального бюро кредитных историй (НБКИ), рост доли просрочки по розничным кредитам замедлился. Об этом можно судить по состоянию уникального показателя, рассчитываемого НБКИ, - коэффициента просроченной потребительской задолженности (КП). На 1 января 2014 года КП остался на том же уровне, что и годом ранее, - 4,5%, - пояснили "Известиям" в НБКИ.

Меньше всего просрочек по кредитным картам - за период 2011-2013 годов их доля в общем объеме кредитов такого типа не превышала 3,1%. Также россияне стараются не пренебрегать своевременными ипотечными взносами - в среднем доля просрочек по кредитам за жилье за последние три года составила 4,2%. На третьем месте по оперативным платежам - практически с такими же показателями - автокредиты с долей просроченных задолженностей от 5,2% в 2011 году до 3,85% в 2013-м. И легкомысленнее всего россияне относятся к кредитам на потребительские товары, затягивая их своевременную оплату в среднем в 5,5% случаев за период 2011-2013 годов.

Однако в ряде регионов приоритетными оказались платежи по кредитам за автомобиль. В Москве, Санкт-Петербурге, Самарской области и Пермском крае доля просроченных платежей по автокредитам меньше, чем по ипотеке, потребительским товарам и даже кредитным картам. В Московской области по важности автокредиты уступают только ипотеке.

Также в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге берут больше всего кредитов на автомобиль по сравнению с другими регионами страны. Так, в столице было выдано 260 101 автокредит на общую сумму 242 942 млн рублей.

В целом по стране чаще всего берут кредиты на потребительские товары - на 1 января 2014 года их количество составило 25 797 685 штук. На втором месте - кредитные карты с результатом 22 452 007. Кредитов на автомобиль или жилье значительно меньше - 2 696 723 и 1 395 224 соответственно.

В целом в секторе залогового кредитования просрочек стало меньше - так, КП по ипотеке на 1 января 2014 года составил 2,9%, тогда как на ту же дату прошлого года - 3,9%, по автокредитам - 3,6% (прежний показатель - 4,0%), однако в секторе необеспеченного кредитования доля просрочки возросла. КП по кредитам на покупку потребительских товаров достиг 5,7% (годом ранее - 4,9%), кредитным картам - 2,8% (на 1 января 2013-го - 2,2%).

- Негативное изменение КП по беззалоговым кредитам - временное явление. Это следствие того, что банки в прошлом году столкнулись с ростом просрочки по займам, выданным еще в 2012 году. Ведь тогда мы наблюдали интенсивное развитие необеспеченного кредитования. Динамика КП по залоговым займам свидетельствует о положительных изменениях на кредитном рынке. Банки стремятся развивать менее рисковые виды кредитования и одновременно тщательнее отбирать заемщиков. Такой подход будет способствовать формированию качественных кредитных портфелей и позволит постепенно снизить долю беззалоговых займов в совокупном розничном кредитном портфеле, которая в настоящее время составляет 61%, - рассказал "Известиям" генеральный директор НБКИ Александр Викулин.

Зависимость от залога при выплате кредита отмечают также в Национальной службе взыскания. По данным службы, в общем количестве выданных кредитов доля плохих долгов по ипотеке и автомобильным кредитам минимальна - 9 и 10% соответственно.

- Наименьшая доля плохих долгов приходится на обеспеченные кредиты (ипотека, авто). К выплатам по таким кредитам заемщики традиционно относятся более ответственно, зная о возможности потерять залог, - объяснил "Известиям" старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер.

В то же время банкиры уверены, что с точки зрения взыскания многие проблемные автокредиты уже ничем не отличаются от необеспеченных займов, поскольку залог утрачен.

- Особенно если речь идет о достаточно старых кредитных портфелях, состоящих из займов, выданных в 2010-2011 годах и ранее. Банки держали эти кредиты до упора, стараясь справиться собственными силами, после чего стали подключать к вопросу коллекторов, - говорит Николай Вялов, начальник управления регионального взыскания Бинбанка.

По его словам, на автокредитном рынке наблюдается снижение темпов продаж. А чем меньше объем выдаваемых новых кредитов, тем заметнее в процентном соотношении будет просрочка по прежним займам. Кроме того, автокредитование привлекает большое внимание мошенников.

- Что касается региональной разбивки, то из-за более высокого уровня доходов потенциал для возврата задолженности в Москве и центральном регионе выше, чем во многих других регионах страны. С другой стороны, и уровень мошенничества здесь более высокий, - отмечает Вялов.

Некоторые банкиры уверены: клиенты, взявшие ипотечный кредит, изначально более надежные.

- Они уже внесли весомый первоначальный взнос, у них страх потерять квартиру, в которой они живут или собираются жить, очень силен. Поэтому сравнивать ипотеку с автокредитом - еще и в пользу последнего - неуместно. Здесь принципиально разная важность для людей. Единственный момент, который может побудить заемщика поставить автокредит на первое место в списке приоритетов: по этому виду кредита последствия быстрее наступают. Не заплатил три платежа - машину забрали. С ипотекой можно потянуть, отсрочив судебные решения и т.д. Так что представленные в исследовании данные вызывают вопросы, - говорит Герман Белоус, директор департамента розничного бизнеса СБ Банка.

- Разница в уровне просрочки между ипотекой и автокредитами не всегда объясняется тем, что выплата ссуды за автомобиль важнее для заемщика. Дело еще и в том, что размер ежемесячных платежей по этим двум продуктам серьезно отличается. Так, например, средний ежемесячный платеж по ипотечному кредиту в Москве составляет около 50 тыс. рублей, в то время как средний платеж по автокредиту - около 15 тыс. рублей, - объясняет Антон Павлов, начальник управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка. - И даже если заемщик неожиданно теряет работу, ему в течение некоторого времени гораздо проще поддерживать платежеспособность по автокредиту с меньшим платежом, чем по ипотеке. Отсюда и разница между объемами просроченной задолженности.

У психологов свои объяснения.

- У россиян есть комплекс неполноценности и желание его снять, причем снять оперативно. Организовать себе образ успеха. И машина - самый быстрый соблазн, особенно для мужчин. Сколько таких примеров - когда люди живут в общагах, когда жена с тремя детьми - в съемной каморке три на три метра, а мужчина ездит на роскошном автомобиле, заезжая в каморку переночевать. Ипотека - это что-то такое долгое, абстрактное, а машина - это сразу радость, достаточно только взять автокредит. Поэтому наши соотечественники больше склонны к автокредитам и меньше осознают ответственность по сравнению с теми же американцами. В отличие от американцев у россиян больше шансов стать жертвой долговых обязательств - на Западе с детства готовятся противостоять этим манипуляциям. А у нас люди бесшабашные - главное, быстро получить то, что хочешь, - считает психолог Рамиль Гарифуллин.

Впрочем, статистики уверяют, что для американцев машина важнее квартиры и других предметов быта: в США автокредиты имеют у граждан однозначный приоритет над всеми остальными платежами.

Согласно недавнему исследованию одного из крупнейших международных бюро кредитных историй TransUnion, американцы скорее просрочат платежи за дом или кредитную карту, чем за машину. Причем эта тенденция стабильна с 2003 года - доля просроченных платежей за автомобиль составила в среднем 1,11%, по ипотеке - 2,39% и по кредитным картам - 2,46%. Такие данные были получены из 2,5 млн кредитных историй.

"Исследование не оставляет сомнений в том, что мы рассматриваем личное средство передвижения как необходимую часть нашей жизни", - отметили в американской прессе.

- Восприятие кредитов жителями разных стран складывается из условий местной системы кредитования и особенностей мировоззрения. Взять, например, российские регионы, где люди могут выразить свой статус не новыми вещами и безделушками, а машиной.

Машина - знак элементарного статуса, - объясняет различия между русскими и американцами психолог и бизнес-тренер Евгения Липчинская.

- А есть ли у тебя кредит, расплачиваешься ли ты по долгам банку - это вопрос последний. Увы, в регионах зарплатные ожидания намного ниже, чем потребности, и самый легкий вариант получить желаемое - это кредит. Люди абсолютно не планируют свои расходы, а ведь всегда есть форс-мажор и другие внезапные обстоятельства. Американцы же заранее планируют свои бюджеты, и автомобиль для них не статус, а необходимое средство передвижения.

Даже если процент окажется реальным, выплата его - это серьезная нагрузка для бюджета.


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером

Этот сайт использует «cookies» и собирает следующие данные в целях улучшения его работы (Google Analytics): IP-адрес компьютера, страна, дата и время посещения, тип браузера сайта, тип операционной системы, модель мобильного устройства, тип мобильного устройства, идентификатор клиента в системе Google Analytics. Условия использования и порядок отключения смотрите здесь. Для продолжения работы с сайтом нажмите: «Согласен(на)»