Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / Автокредитование сбавляет скорость // Журнал "Эксперт"

Автокредитование сбавляет скорость // Журнал "Эксперт"

21.07.2014

Объемы автомобильного кредитования драматически сокращаются. Поддержать рынок этих услуг поможет создание с 1 июля базы залогового имущества. Кроме того, банки ищут новые сегменты для кредитных сервисов - например, активизируются на рынке подержанных автомобилей

Российский рынок автомобильного кредитования в текущем году рухнул более чем на треть. Об этом заявил на недавнем VIII Всероссийском форуме "Автокредитование в России" Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ). По его словам, если в четвертом квартале прошлого года в стране было выдано 290 тыс. автокредитов, то в первом квартале текущего года всего 190 тыс., то есть на 34% меньше (см. график 1).

В денежном выражении снижение рынка тоже весьма существенное: если в четвертом квартале прошлого года было выдано автокредитов на 150 млрд рублей, то в первом квартале текущего - только на 109 млрд, падение составило 27% (см. график 2).

С чем связано такое поведение рынка и какой выход из этой ситуации видят его участники?

Ставки растут

Понятно, что в первую очередь падение рынка автокредитования связано с общим снижением продаж на российском автомобильном рынке. Напомним, что, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за пять месяцев текущего года продажи новых легковых автомобилей в стране сократились на 6%, а в мае продажи рухнули и вовсе на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

"На самом деле падение продаж гораздо более значительно, чем об этом говорят автопроизводители и АЕБ. Ведь они отчитываются по отгруженным в Россию автомобилям. Но отгруженные машины сейчас остаются непроданными и переполняют склады дилеров", - заявил в кулуарных беседах конференции представитель одного из крупных российских автодилеров.

Так что перспективы продаж автомобилей в нынешнем году не радужные. "Мы прогнозируем падение продаж до 2,3-2,4 миллиона машин, то есть на 7-11 процентов, - отметила в своем выступлении на конференции Татьяна Арабаджи, директор исследовательской компании Russian Automotive Market Research. - В денежном выражении емкость рынка тоже снизится: с 26 миллиардов долларов в прошлом году до 24-25 миллиардом в текущем".

С падением рынка его участникам все сложнее на нем зарабатывать. "По нашим подсчетам, если в 2007 году на один дилерский центр приходилось 1250 продаж автомобилей, то в 2013 году этот показатель составлял всего 610 машин, а в 2014-м он снизится до 580, - продолжает Татьяна Арабаджи. - Одновременно снижается и маржа с продажи каждой машины. По нашим подсчетам, если в 2007 году дилер в среднем зарабатывал 6,5 процента стоимости с продажи каждого автомобиля, то теперь всего 2,5 процента. Так что сейчас дилеры стремятся зарабатывать с продажи дополнительных услуг - сервиса, запчастей, ну и, конечно, c продажи автокредитов".

Помимо падения продаж серьезное давление на рынок автокредитования оказывает макроэкономическая ситуация. Нестабильность в экономике приводит к удорожанию кредитных ресурсов, банки поднимают кредитные ставки, которые сейчас и так весьма велики. "Средняя ставка кредита на покупку нового автомобиля сейчас составляет 15-16 процентов, и снижаться в ближайшее время не ставки точно не будут, - отмечает Ирина Григорьева, старший вице-президент Локо-банка. - В этом году все основные игроки рынка скорректировали ставки по программам автокредитования в сторону повышения".

Ну а с ростом кредитных ставок потребители менее охотно берут деньги взаймы. Одновременно банки все больше страхуются - увеличивается число отказов. Хотя стоит отметить, что по качеству автокредит традиционно является одним из наименее рискованных видов кредита в банковской отрасли: если коэффициент потребительской задолженности по автокредитам сейчас составляет 3,8%, то в среднем совокупный коэффициент потребительской задолженности достигает 5% (для сравнения: в 2001 году этот показатель по автокредитам был гораздо выше - более 5,5%, см. график 3).

Заработает ли залоговая база

Острый вопрос, сдерживающий развитие автомобильного кредитования, - рост числа мошенничеств. Банки жалуются, что люди, приобретя автомобиль в кредит, потом все чаще пытаются перепродать его третьему лицу. Проблема заключается в том, что в стране до сих пор отсутствует единая база залогового имущества, где любой участник рынка мог бы посмотреть, находится та или иная машина в залоге или нет.

В последнее время независимые компании пытаются создать такую базу. Больше всех преуспело в этом Национальное бюро кредитных историй. "Мы начали создавать залоговую базу автомобилей в 2012 году, порядка 120 кредиторов сейчас добровольно передают нам данные о залоговых машинах, - говорит Алексей Волков. - Сейчас в нашей базе числится 1,6 миллиона залоговых автомобилей. Это притом что общее число кредитных машин в стране мы оцениваем на уровне шести миллионов единиц".

По словам представителей НБКИ, актуальность такой базы крайне высока. "Сегодня примерно на десять процентов запросов относительно того, находится ли автомобиль в залоге, мы отвечаем положительно, - продолжает Алексей Волков. - Это значит, что как минимум каждая десятая сделка по продаже автомобиля связана с попыткой мошенничества и укрытием его кредитной истории. Для нас эта цифра просто шокирующая, мы даже не ожидали, что процент недобросовестных сделок будет столь высоким".

О том, что нужна единая база залогового имущества, на рынке говорят давно. И с 1 июля в России запущено создание так называемого единого реестра регистрации залогов движимого имущества.

Отвечать за его создание поручено Федеральной нотариальной палате (ФНП): нотариусы на основании заявлений залогодержателей начиная с этого месяца должны заносить в базу информацию в том числе и о числящихся в залоге автомобилях.

Формально регистрация в новой базе добровольная. Но согласно вступившим в силу поправкам в законодательство залог признается действительным только в том случае, если он зарегистрирован в реестре. То есть если покупатель неожиданно для себя приобрел кредитный автомобиль, а информации о нем не было в реестре, то такой приобретатель считается добросовестным и оспорить сделку банк не сможет.

И наоборот, если человек купил автомобиль, предварительно не сверившись с залоговой базой, то ему придется расстаться с покупкой, если автомобиль был в эту базу занесен.

Сам факт реализации идеи залоговой базы участники рынка автокредитования, безусловно, приветствуют. Однако почти все они указывают на неуклюжую схему, которая предлагается для ее создания. Основной путь, который сейчас предлагается банкам для внесения залогов в базу, - подача заявления в бумажной форме при личном посещении нотариуса.

По мнению участников рынка, этот вариант очень неудобный. Ну и кроме того, банкам придется дополнительно раскошелиться: согласно утвержденным расценкам, стоимость нотариальных услуг составит: 300 рублей за постановку и снятие автомобиля залога с учета, 100 рублей - за внесение изменения и 40 рублей - за один лист выписки. Таким образом, по предварительным подсчетам, регистрация всех заложенных на текущий момент автомобилей обойдется банкам почти в миллиард рублей.

"Рынок автокредитования и так не в лучшей форме, а тут еще придется совершать дополнительные расходы. В нынешней ситуации вполне оправданно было бы пойти по пути использования уже готовых баз залоговых автомобилей, например от того же НБКИ, это было бы дешевле и эффективнее", - отмечали в кулуарах конференции ее участники.

Кредиты на подержанные автомобили

В условиях сокращения рынка автокредитов банки активно ищут новые ниши для развития услуг кредитования. Одним из самых перспективных новых направлений в ближайшее время может стать кредитование покупки подержанных машин.

Действительно, с одной стороны, рынок подержанных автомобилей в стране растет и по объему почти втрое превышает рынок новых: если в прошлом году было продано 5,6 млн подержанных автомобилей, то в нынешнем их число предположительно превысит 6 млн.

Но доля кредитных машин на этом рынке сейчас очень невысока. По оценкам участников рынка, в этом году в кредит будет продано порядка 12% всех подержанных автомобилей. Цифра небольшая, однако она заметно выросла: еще в 2010 году этот показатель достигал всего 4% (см. график 4).

Между тем наряду с явной привлекательностью рынка подержанных машин есть у него и проблемные стороны. "Этот рынок гораздо менее прозрачен, финансовые риски здесь гораздо выше, чем в секторе продаж новых машин", - отметил на конференции Андрей Ермаков, директор развития программы автокредитования Локо-банка.

Действительно, начать с того, что в отличие от западных стран подавляющая доля машин (до 90%) на вторичном рынке продается напрямую от продавца к покупателю. И встроить в такую схему банковский кредитный продукт крайне сложно.

Другой бич рынка кредитования подержанных машин - мошенничество.

"Мошенничества на рынке кредитовподержанных машин очень много. У многих людей обмануть банк при перепродаже автомобиля стало чуть ли не работой", - констатирует Евгений Новиков, заместитель председателя правления Ай Мани банка. Тем не менее этот банк активно развивает кредитование подержанных машин. По словам Евгения Новикова, самый распространенный риск - когда кредитованный автомобиль может находиться в угоне. При этом в базе угонов на момент продажи машина может и не числиться, так как заявление об угоне еще не подано или просто база не так оперативно обновляется.

Другой риск - упомянутый выше вариант, когда кредитованный автомобиль может уже быть в залоге. Еще одна распространенная мошенническая схема - так называемая фиктивная сделка, когда человек перепродает свой автомобиль в кредит, например ближайшему родственнику, чтобы таким способом получить дополнительные кредитные средства.

По словам Евгения Новикова, минимизировать риски могут особые подходы в работе банков на рынке подержанных машин. "При выдаче кредита на подержанный автомобиль мы, например, теперь проверяем не только покупателя машины, но и продавца. На самом деле участников автомобильного рынка не так уж и много, все знают ключевых участников, торгующих подержанными машинами, так что вполне возможно выявить недобросовестных бизнесменов, которые не прочь поучаствовать в мошенничестве", - говорит он.

Кроме того, банкам, которые планируют выходить на рынок подержанных машин, обязательно надо учитывать его специфику. "В кредитовании подержанных машин очень важно, например, одобрить выдачу кредита в тот же день, - продолжает Евгений Новиков. - Ведь люди, приезжая на рынок или в салон на подержанном автомобиле, рассчитывают в тот же день уехать на купленном. Поэтому они настроены максимально быстро получить кредит, пусть даже по менее выгодной процентной ставке".

Словом, в ближайшее время спектр предложений на рынке кредитования подержанных машин будет расти, и выиграет тот банк, который сможет максимально быстро подстроиться под специфические потребительские запросы этого рынка и одновременно минимизировать риски.

В численном выражении объем автокредитов в России упал на 34%, в денежном - на 27%. Падение связано с общим сокращением рынка, потребительской неуверенностью, а также с повышением кредитных ставок и ростом доли отказов


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером