Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / Мифы и факты о БКИ для микрофинансовых институтов // ИТАР-ТАСС

Мифы и факты о БКИ для микрофинансовых институтов // ИТАР-ТАСС

20.08.2014

В настоящее время после вступления в силу закона, по которому микрофинансовые организации (МФО) и кредитные потребительские кооперативы (КПК) обязаны передавать сведения в бюро кредитных историй, ведется оживленная дискуссия о необходимости создания отдельного бюро для микрофинансовых институтов (МФИ).

Конечно, инфраструктурная роль бюро кредитных историй (БКИ) на рынке кредитования понятна микрофинансовым институтам – это результат многолетней работы крупных бюро. Но вывод о необходимости создания "специального" БКИ для них основан почти всегда на ошибочных мнениях. Сегодня кредиторам особенно важно помнить о шести таких заблуждениях, принимая решение о передаче сведений о своих заемщиках в такое "особое" бюро.

Заблуждение первое - заемщики микрофинансовых институтов отличаются от банковских, никогда не обращаются за банковскими кредитами, поэтому для сбора информации о них необходимо "специальное" бюро.

Факт - из порядка пяти миллионов заемщиков, информацию о которых в НБКИ передали МФИ, только около 600 тысяч не имели опыта кредитования в банках. То есть 87% клиентов МФИ брали банковские кредиты или погашают их и в момент обслуживания микрозаймов.

Заблуждение второе - именно потому, что заемщики МФИ не имеют кредитов в банках, их кредитных историй нет в НБКИ, соответственно, в НБКИ значение hit rate (доля найденной информации) низкое.

Факт - с НБКИ уже работают порядка 1500 МФИ. При этом передавать сведения в НБКИ они начали до вступления в силу закона № 363. Доля найденной информации по запросам МФО и КПК сейчас в НБКИ составляет 91%.

Напомню, что при оценке кредитного риска любому кредитору (банку или МФИ) принципиально важно иметь полную информацию о займах всех видов. Централизация кредитной информации, поступающей и от банков, и от МФИ является главным критерием эффективности работы бюро.

Для кредитного рынка дробление информации по разным бюро является фактором, снижающим качество риск-менеджмента, и причиной повышения издержек. У кредиторов возникнет необходимость запрашивать информацию у еще большего числа бюро, чем в настоящее время.

Заблуждение третье - "специальное" БКИ, собравшее кредитные истории только от МФИ, станет эффективным инструментом управления кредитным риском.

Факт - оперируя лишь фрагментарными данными о заемщике, кредитор с высокой долей вероятности может принять неверное кредитное решение, которое впоследствии приведет к дополнительным убыткам.

Очевидно, что информация из "специального" БКИ, вопреки некоторым утверждениям, не поможет снизить потери от невозвратов. Российская и международная практика свидетельствует о повышении эффективности кредитного бизнеса, снижении потерь и увеличении прибыли только при работе с БКИ, обладающим значительным массивом данных.

Заблуждение четвертое - "Специальное" БКИ для МФИ способно решить задачи кредиторов с минимальными издержками для последних.

Факт - база в таком БКИ недостаточна, то есть, в ней нет информации о большинстве потенциальных заемщиков. А те кредитные истории, которые есть, весьма отрывочны – они не содержат сведения обо всех кредитах. Таким образом, кредитор сталкивается только с затратами на запросы, не получая фактической информации.

Более того, на основе неполных данных о заемщике (только части информации о его обязательствах) кредитор будет принимать решение, оперируя неверными данными, и столкнется, наоборот, с ростом потерь от невозвратов.

Заблуждение пятое - "классические" бюро слишком крупные и не смогут сотрудничать с небольшими МФО и КПК.

Факт - технологии НБКИ позволяют эффективно взаимодействовать с десятками тысяч пользователей. Уже сейчас мы работаем более чем с 2300 кредиторов, обеспечивая им техническую поддержку, консультации специалистов, проверку передаваемых данных.

Системы НБКИ отличаются надежностью и быстротой. Так, ответ на запрос кредитного отчета, даже с учетом поиска социальных связей, кредитор получает в течение нескольких секунд.

Специально для кредиторов, ведущих умеренную кредитную активность и не имеющих возможности инвестировать значительные ресурсы в персонал и компьютерное обеспечение, в НБКИ разработаны специальные программы. С работой справится любой офисный сотрудник – не надо приобретать новое оборудование и программное обеспечение.

Шестое заблуждение - "специальное" БКИ для МФИ станет успешным бизнесом.

Факт - бюро кредитных историй работают в России уже 8 лет. Выйти на окупаемость они смогли, по разным оценкам, только через 3-5 лет после создания.

Готовы ли акционеры ждать? Ведь начинать работать этим "специальным" бюро придется не в тех условиях, когда рынок только зарождался, а в конкурентной среде, среди крупных БКИ. А если бюро для МФИ хотят достичь показателей, поставленных акционерами, им придется повысить тарифы для кредиторов, которые, сравнив эти тарифы с ценой на услуги крупных БКИ, предпочтут работать с последними. Таким образом, мы видим, что экономически создание "особых" бюро не может быть выгодно ни акционерам, ни кредиторам.

Мы уверены, что кредиторы из микрофинансового сектора, которые еще не выбрали, в какое БКИ они будут передавать данные, примут взвешенные решения с учетом собственной выгоды и мнения большинства их коллег, которые уже начали работать с бюро кредитных историй.

Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ)


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером

Этот сайт использует «cookies» и собирает следующие данные в целях улучшения его работы (Google Analytics): IP-адрес компьютера, страна, дата и время посещения, тип браузера сайта, тип операционной системы, модель мобильного устройства, тип мобильного устройства, идентификатор клиента в системе Google Analytics. Условия использования и порядок отключения смотрите здесь. Для продолжения работы с сайтом нажмите: «Согласен(на)»