Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / Рынок взаймы // Коммерсант

Рынок взаймы // Коммерсант

03.09.2014

По итогам первого полугодия 2014 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снижение продаж легковых автомобилей и LCV составило около 8% по сравнению с результатами этого же периода прошлого года. Еще значительнее — на 18,8% (по данным НБКИ) — сократилось число выданных автокредитов. Прогноз падения продаж на конец года: -12-15%. Каковы причины сложившейся на рынке ситуации, что будут делать банки, как поведут себя покупатели?

Спрос на автомобили в России падает, количество выданных автокредитов — еще больше. Сильнее всего падает доля кредитных авто в бюджетном и среднем сегментах, а покупатели дорогих машин меньше склонны отказываться как от покупки, так и от кредита. Что происходит на рынке автокредитования и могут ли банки с помощью кредитов сдержать падение спроса на автомобили? Специально для "Ъ" портал Moneymatika.ru выяснил мнения участников рынка и ожидания потребителей.

"Единовременно сошлось несколько факторов, волны наложились одна на другую",— говорит Александра Колошенко, президент ЗАО "Тойота-банк". Падению спроса способствовал рост цен на автомобили, связанный с изменением курса рубля по отношению к доллару и евро. К тому же банки ужесточили требования к заемщикам. Еще одна из причин — отмена действующей во второй половине 2013 года госпрограммы субсидирования автокредитов. "Большое влияние на поведение покупателей оказывают экономическая и политическая ситуации в стране",— считает Наталия Морозова, начальник управления развития залогового кредитования Райффайзенбанка.

Впрочем, есть и другие оценки. По мнению Александра Мартынова, начальника управления по работе с партнерами департамента розничных продаж Юникредит-банка, дело не столько в экономике, сколько в психологии: "Макроэкономические показатели неплохие. Но потребитель ждет, как развернутся события. В ситуации нестабильности автобизнес первым принимает на себя удар". Действительно, увеличение срока владения автомобилем с двух до трех лет приводит к падению годовых продаж на 30%. "Клиентов, желающих купить автомобиль в кредит, не стало меньше, отказов стало больше",— говорит Иван Романов, начальник управления финансового сервиса и кузовного бизнеса ГК "Автомир". Есть и совсем радужные мнения. Так, Надежда Карась, руководитель отдела маркетинга и бренд-менеджмента OOO "Фольксваген Банк РУС", отмечает: "По нашим брендам доля автокредитов не падает, а по некоторым моделям даже растет".

Государственная программа субсидирования автокредитов стартовала 1 июля 2013 года и была досрочно завершена 31 декабря. По словам Алексея Токарева, старшего вице-президента, директора департамента автобизнеса ВТБ 24, она и перетянула спрос с первой половины 2014 года на прошедший 2013 год. Трудно было отказаться от автокредитов со ставкой от 5,9%.

А тут еще проблемы на рынке автострахования, в результате которых выросла стоимость каско, покупка которого во многих случаях обязательна при получении кредита на новый автомобиль. По данным Moneymatika.ru, рост стоимости каско в среднем составил около 30%. Потребители по-прежнему ощущают сложности с приобретением ОСАГО и каско во многих регионах. "Проблемы в сфере автострахования накапливались в течение десяти лет и привели к системному кризису. Введение поправок в закон об ОСАГО, к сожалению, не смогло их разрешить,— замечает Григорий Овсепян, коммерческий директор Moneymatika.ru.— У рынка автокредитования есть и хронические болезни. Комиссия автосалонов за выданные кредиты приводит к удорожанию стоимости кредитов".

Ряд экспертов полагает, что с наступлением осени снижение продаж автомобилей традиционно замедлится. Люди вернутся из отпусков, в автосалонах начнут действовать различные акции на покупку машин.

К тому же если спрос на новые автомобили сократился, то спрос на поддержанные даже немного вырос. Рынок кредитования подержанных автомобилей в текущей ситуации растет и становится все более интересным для крупных игроков, заявляют в пресс-службе банка "Уралсиб".

А по мнению Александра Михайлова, вице-президента автофинансовой компании "Европлан", будет развиваться лизинг автомобилей для физических лиц.

Кстати, по мнению экспертов, статистика падения продаж, как по автомобилям, так и по автокредитам отражает "среднюю температуру по больнице". Показатели по разным регионам, ценовым сегментам, по конкретным брендам могут существенно различаться.

Действительно, есть и противоположный тренд: опасаясь ухудшения ситуации, часть потребителей стремится взять автокредит поскорее. В регионах, по мнению господина Поповича, доля кредитных автомобилей может начать расти. Там, где автомобиль является предметом первой необходимости, кредит может выручить тех, кто из-за падения доходов вынужден отказаться от покупки за свои средства. Если, конечно, банки его дадут.

Проведенный порталом Moneymatika.ru опрос потребителей демонстрирует обе тенденции, вторая выражена более ярко. 2% опрошенных были готовы покупать автомобиль в кредит раньше, теперь отказались от этой идеи. 9% отмечают, что именно сейчас начали рассматривать такой вариант. Ответы хорошо иллюстрируют общую ситуацию на рынке: 45% респондентов готовы покупать машины в кредит даже при существующих ставках; 23% — в принципе против кредитной зависимости. Потенциал рынка, если опираться на данные исследования,— около 22%: эти люди будут брать автокредит, если ставки понизятся.

И на эту категорию может сработать стартовавшая 1 сентября программа утилизации старых автомобилей. "Поддержка в данном случае реализуется не через банки, а через автосалоны, но рынок, в том числе рынок автокредитования, безусловно, почувствует себя лучше. Мы очень рады",— комментирует Владимир Мартюков, директор департамента автокредитования "Сетелем Банк".

Ключевую роль в реализации программ поддержки производителей, по мнению Виталия Павловского, исполнительного директора "Рольф Финанс", получат кэптивные, а также аффилированные с автопроизводителями банки. У них не только больше запас прочности из-за меньших операционных расходов, но и иная стратегия, чем у универсальных банков, отмечает госпожа Колошенко. Если для универсальных банков важнее стабильность финансовых показателей, то для кэптивных банков поддержка производителя, особенно в кризис, является основной задачей и реализуется не только через кредитование потребителей, но и дилеров. На западе через кэптивные банки автопроизводителей выдается до 70% автокредитов, но в России на рынке автокредитования пока велика доля универсальных банков. Так сложилось исторически: кэптивные банки пришли в Россию менее десяти лет назад.

Одним словом, рынок автокредитования, несмотря на сложности, остается привлекательным для его участников, поскольку это один из самых обеспеченных продуктов. Более того, конкурентная борьба, по крайней мере среди тех банков, для которых автокредитование одно из основных направлений, усилится. А ожидать сокращения программ автокредитования в условиях ухудшения ситуации стоит в первую очередь, конечно, от игроков второго эшелона. Позволить себе приостановиться, могут только те игроки, кто не обременен большим списком партнеров: партнерские отношения становятся все более значимым фактором конкуренции.

Перспективы российского автомобильного рынка значительны. Перед кризисом 2008 года продажи автомобилей в России составляли 2,7 млн машин в год, для примера, в Германии ежегодно — 3 млн. Потенциал российского рынка — 5-6 млн машин в год. В целом же участники опроса смотрят на ситуацию достаточно оптимистично. Кризисы всегда стимулируют рост финансовых услуг и способствуют оздоровлению рынка.


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером