Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / SmartMoney "Кредитная истерия"

SmartMoney "Кредитная истерия"

24.11.2008

Совсем недавно созданные БКИ могут не дожить до зрелого возраста

Кредитные бюро просчитывают кризис на два хода вперед. Банкиры могут пытаться убедить клиентов, что уменьшение объемов кредитования является краткосрочным трендом, а в БКИ уже знают, что и в текущем, и в следующем месяце количество выданных ссуд сократится вдвое. Это не праздный интерес: если кредитование войдет в глубокую стагнацию, перспектива существования самих бюро окажется под большим вопросом.

Еще недавно делать расчеты на будущее для бизнеса, связанного с кредитованием, было хлопотно, но приятно. Ситуация разительно изменилась за последние несколько месяцев. Члены совета директоров Национального бюро кредитных историй (НБКИ) — одного из лидеров рынка кредитных историй — на последнем заседании с трудом смогли определиться с программой на следующий год. Ясно только то, что издержки придется сокращать так же, как и во всем финансовом секторе: уже в октябре количество запросов от банков по сравнению с сентябрем упало почти в 2 раза — с 1,9 млн заявок до 1,1 млн. «Если тенденция к стремительному сокращению количества запросов продолжится, в таком режиме мы сможем просуществовать еще года два», — не теряет оптимизма гендиректор компании Александр Викулин. Однако за счет чего удастся продержаться остальным?

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ БИЗНЕС

Хотя большинство бюро не хотят раскрывать динамику клиентских запросов, сокращение темпов кредитования банками негативно отразилось на всех БКИ. Сохранять спокойствие за свое будущее в этой ситуации удается только тем игрокам, которые создавались при участии иностранных инвесторов. В пятерке лидеров рынка таких два — «Экспириан-Интерфакс» и «Эквифакс Кредит Сервисиз». Последнему недавно даже удалось выйти на самоокупаемость, чем не могут похвастаться остальные БКИ: кризис застал молодую отрасль на взлете. Впрочем, руководитель проектов «Эквифакс» Борис Коротков считает, что крупным игрокам с российским капиталом тоже не о чем беспокоиться. Два из них являются внутренними базами крупнейших банков (БКИ «Русский стандарт» и сбербанковский «Инфокредит»), а НБКИ слишком долго завоевывало рынок, чтобы банки-акционеры решили его бросить. «Им не дадут упасть», — уверен Борис Коротков.

С другой стороны, клиенты кредитных бюро из числа банкиров не сомневаются, что таким инфраструктурным проектам ничего не грозит даже при самом худшем развитии ситуации. «Это бизнес, который нельзя рассматривать как бизнес, — говорит руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Роман Воробьев. — Целью создания этих бюро было не получение прибыли, а облегчение банкам процесса принятия решения».

При таком подходе банкиров сделать бизнес рентабельным у БКИ вряд ли получится. Тем более что конкурентная борьба за клиентов, развернувшаяся в последний год, уже подвигла крупнейшие бюро снизить тарифы. Сейчас поднимать их будет гораздо сложнее, так как количество обращений сократится еще больше. С другой стороны, те же иностранные «дочки» создавались не с благотворительными целями. «Эквифакс Кредит Сервисиз» — российская «дочка» мирового гиганта Equifax, а акционерами «Экспириан-Интерфакс» на пару с информационной группой является международный Experian, работающий в 65 странах и входящий в тройку глобальных лидеров. Для этих двух компаний, представленных на Лондонской и Нью-Йоркской биржах, деятельность в России вряд ли можно считать имиджевым проектом, увеличивающим территориальное покрытие: отечественный рынок даже после сокращения темпов кредитования остается одним из самых перспективных.

По оценкам аналитика ИК «Финам» Юлии Голышевой, годовой оборот БКИ среднего размера находится в коридоре 1,6-2,5 млн руб. Чтобы привлечь новых клиентов, бюро вряд ли способны снизить тарифы: они и так находятся на минимальном уровне. Александр Викулин из НБКИ приводит в пример соседнюю Польшу. Там возраст рынка и процент охвата заемщиков примерно такие же, как у нас, но средняя стоимость кредитного отчета для банка — €7, а в России — 7 руб., то есть почти в 35 раз меньше.

Что касается повышения расценок для улучшения финансовых показателей, пока такая мера увеличения статьи доходов в бюро не рассматривается. Банки уже привыкли к демпинговым ценам и готовы платить больше только за качество сервиса и увеличенную базу кредитных историй. «Надо рассуждать разумно: если тарифы повысят, то нам, в свою очередь, захочется повышения качества обслуживания и более обширной базы», — говорит Роман Воробьев. Кроме того, кредитные бюро еще не стали незаменимой частью банковской инфраструктуры, от которой нельзя отказаться. «Мы с кредитными бюро сотрудничаем, но коллеги говорят, что какой-то особо полезной информации оттуда не поступает», — признался председатель совета директоров КМБ-банка Антонио Фаллико. Поэтому возможно, что при повышении тарифов БКИ многие кредитные организации предпочтут совсем отказаться от их услуг.

БЕЗ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Увеличить количество кредитных историй помимо естественного процесса накопления можно только объединением всех баз БКИ в единую сеть. Как считает Антонио Фаллико, российским бюро было бы полезно консолидироваться по европейской модели: 1-2 лидера рынка, собирающие более 90% кредитных данных, и несколько региональных игроков, обменивающихся локальной информацией с местными банками.

Но сами участники рынка без воодушевления смотрят на возможное общее будущее. Для бюро такой вариант неприемлем из-за высокой вероятности потерять самостоятельность и нежелания складывать эксклюзивную информацию в общий котел. Банкиры же (особенно из числа не самых крупных) опасаются, что общая база может влететь в копеечку: объединившись, бюро повысят расценки в несколько раз, сделав рынок закрытым для мелких региональных кредиторов. Как отмечает начальник управления андеррайтинга Собинбанка Ольга Рязанова, последним можно будет надеяться на вмешательство антимонопольных органов, но это будет скорее добрая ссора, чем худой мир.

В США и Европе старейшие бюро кредитных историй работают более 50 лет. За это время были обкатаны технологии, в том числе по стимулированию информационной открытости заемщиков (там, как и в России, требуется их согласие на предоставление сведений о кредите). Информация, изложенная в западной кредитной истории, более подробна, чем у российских бюро. Однако это не уберегло США от кризиса subprime: при наличии дешевых денег ссуды выдавались даже без наличия у заемщиков кредитной истории. Теперь притормозивший рынок потребительского и ипотечного кредитования остановил рост баз данных американских БКИ. Но на качестве информации это не отразилось.

В США три крупнейших бюро — TransUnion, Equifax и Experian — имеют разных собственников, однако почти идентичную базу заемщиков. Последние могут бесплатно ознакомиться со своей кредитной историей на сайтах бюро или компаний, являющихся их авторизованными провайдерами. Российская практика пока не достигла столь высокотехнологичных высот: максимум, что можно получить, не отходя от компьютера, — справочные данные от Центрального каталога кредитных историй Банка России. Но там хранятся лишь титульные листы, где указано, есть ли необходимая история в каталоге и в каком бюро она находится. За самой информацией придется идти в кредитное бюро или же посылать туда по почте нотариально заверенный запрос.

По закону раз в год россиянин может ознакомиться со своими данными бесплатно, более частые обращения придется осуществлять за собственный счет. Средние тарифы по стране — 300-400 руб., хотя в некоторых бюро к отчету прилагается бонус в виде консультации специалиста, который разъяснит заемщику все пункты его кредитной биографии и расскажет, какие выводы могут сделать из нее банки.

Однако поправить дела за счет интереса граждан к своим историям у БКИ не получится. По словам Викулина, за последнее время количество платных обращений граждан сократилось в те же 2 раза, что и у банков — несмотря на рост отрицательных ответов на кредитные заявки. Дело в том, что физическим лицам, как правило, на местах стараются объяснять причину невыдачи займа и в целом тяжелую ситуацию в банковском секторе. «Когда посылается запрос в БКИ, это означает, что мы уже практически приняли решение о выдаче кредита заемщику, то есть человек успешно прошел через банковские стоп-условия, — объясняет первый вице-президент Пробизнесбанка Эльдар Бикмаев. — Сейчас больше клиентов оседает еще на первом уровне рассмотрения, хотя заявок по-прежнему много».

СОЕДИНИТЬ СОСУДЫ

За почти четыре года существования российских БКИ система этих организаций окончательно сформировалась по модели, близкой к американской: несколько крупных лидеров рынка и ряд региональных и мелких столичных игроков, занимающих в нише довольно скромное место. При этом, как и в США, кредитные бюро являются негосударственными структурами — в отличие от Франции, где вся информация поступает в Национальный банк, а бюро являются его специальными подразделениями. Кризис мог бы стимулировать БКИ к объединению с целью создать 1-2 мощные фундаментальные структуры, которые в состоянии не только повысить качество кредитных портфелей банков, но и приносить ощутимую прибыль, тем более что основные инвестиции в отрасль уже сделаны. Однако участники рынка считают, что время для этого или упущено, или еще не наступило. «Консолидация — тенденция не сегодняшнего кризисного дня, просто такой сценарий в принципе предусмотрен развитием кредитных бюро. Они действительно станут малочисленнее и крупнее, вопрос во времени», — говорит директор по развитию бизнеса «Экспириан-Интерфакс» Анна Сотникова.

Сегодня, даже несмотря на кризис, большинство игроков вполне довольны своим положением и не желают участвовать в синергии ни с крупняком, ни с региональщиками. «Нам поступило четыре письма от небольших региональных бюро, — признался Александр Викулин. — Эти компании хотят, чтобы их купили, но никого сейчас такие предложения не интересуют». О нежелании покупать мелкий довесок к своему бизнесу говорят и в «Экспириан-Интерфакс», и в «Эквифакс». Их можно понять: лишних денег сейчас нет ни у кого, а покупка небольших бюро из провинции с базой 5000 кредитных историй на потенциале лидеров почти не отразится.

По данным Центрального каталога кредитных историй Центробанка, из 50 млн кредитных историй, существующих в России, 95,5% хранится у «большой пятерки», что позволяет судить о том, что ценной информации у регионалов довольно мало. Единственное преимущество, которое признают крупнейшие игроки за своими коллегами, — это доступ к информации местных отделений ФМС и ГИБДД. Иногда имеются и эксклюзивные соглашения с региональными банками. Однако территориальные отделения больших бюро все равно выигрывают за счет более низких тарифов, величины базы и удобства услуг. Например, если центральные БКИ дают информацию по запросу менее чем за минуту, то калининградское Первое бюро кредитных историй обязуется сделать это в течение шести минут. При выдаче экспресс-кредитов в торговых сетях пять минут являются серьезным преимуществом.

Кстати, калининградское БКИ безуспешно пыталось найти покупателя еще в июле, когда коллапс в банковском секторе был не так очевиден для широких масс. Как некий шаг навстречу можно рассматривать летние действия Сбербанка: его бюро «Инфокредит» будет обмениваться информацией о неблагонадежных заемщиках с «Эквифакс», «Экспириан-Интерфакс» и НБКИ. Таким образом, в стороне от коалиции осталось лишь БКИ «Русский стандарт» (РС). Его база интересна и коллегам, и банкам: традиционно из-за лояльной оценки рисков несколько лет у РС сохранялась высокая доля просрочек и неблагонадежных заемщиков.

Но здесь поступательного движения можно не дождаться. По словам Бориса Короткова из «Эквифакс Кредит Сервисиз», многие банки вместо ипотечных программ могут начать более активно предлагать экспресс-кредиты, маржа по которым наиболее высока. Это тот сектор, в котором «Русский стандарт» является безусловным лидером, и это то, что нужно БКИ, где важен не объем, а количество. Правда, надежда на такое развитие событий довольно призрачна: торговые сети признаются, что продажи упали за счет сокращения кредитования. Значит, дальнейшая консолидация рынка кредитных историй неизбежна. Не желающих объединяться «бюроистов» скоро может свести вместе суровая необходимость: при условии дальнейшего углубления кризиса банки будут держать на счету каждую копейку и соглашаться платить только за полную и качественную базу, подразумевающую как минимум двусторонний трансфер информации между бюро, а как максимум — их объединение в одну структуру с едиными условиями обслуживания.


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером

Этот сайт использует «cookies» и собирает следующие данные в целях улучшения его работы (Google Analytics): IP-адрес компьютера, страна, дата и время посещения, тип браузера сайта, тип операционной системы, модель мобильного устройства, тип мобильного устройства, идентификатор клиента в системе Google Analytics. Условия использования и порядок отключения смотрите здесь. Для продолжения работы с сайтом нажмите: «Согласен(на)»