Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / РБК. Кредит А. Викулин: "У заемщиков будут только положительные кредитные истории"

РБК. Кредит А. Викулин: "У заемщиков будут только положительные кредитные истории"

25.09.2006

Банки больше доверяют тем клиентам, которые доказали свою состоятельность в процессе погашения кредита

Кредитный рынок в стране растет высокими темпами, поэтому желание банков снизить свои риски по выдаваемым кредитам вполне естественно. Одним из эффективных способов в зарубежной практике считается проверка кредитной истории заемщика. У нас этот метод только начинает работать по мере расширения базы данных о российских заемщиках. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) за рекордные сроки вышло на первое место по качеству и объему информации о заемщиках. На сегодня банки получили из НБКИ уже около 40 тысяч кредитных отчетов. Всего в НБКИ около 3,5 миллионов кредитных историй. Такие результаты в зарубежной практике обычно достигались после двух – трех лет работы, НБКИ же существует не более полутора лет.

Генеральный директор "Национального бюро кредитных историй" Александр Викулин утверждает, что в ближайшее время база данных бюро увеличится еще вдвое, а максимум через полгода все банки будут запрашивать кредитные истории. Специально для "РБК.Кредит" Александр Викулин рассказал о важности кредитныx историй.

- Александр Юрьевич, как удалось за такой короткий период узнать так много о заемщиках?

- Быстрым накоплением информации мы обязаны банкам, которые по закону "О кредитных историях" должны направлять сведения о своих заемщиках в бюро. Почему они делятся информацией с нами? Во-первых, банки нам доверяют. Во-вторых, они сами определяют правила, стандарты и даже тарифы на наши услуги. НБКИ – это уникальный случай в российской практике. В состав учредителей НБКИ входят 29 крупнейших банков РФ, которые сами, без участия государства, смогли договориться об общих правилах и создать совместную организацию. Такого не было раньше, не предвидится и в обозримом будущем.

- Какая выгода заемщику от того, что его история находится в кредитном бюро?

– Безусловно, выгода есть и для заемщика - более того, она очевидна. Уже сегодня банки больше доверяют тем клиентам, которые доказали свою состоятельность в процессе погашения кредита. И в соответствии с этим подразделяют их на "адекватных" и "неадекватных", а это в свою очередь влияет на решение банка о выдаче кредита, на сроки рассмотрения заявки. У заемщика с положительной кредитной историей банк может потребовать меньшее количество документов, а возможно, и снизить для него процентную ставку по кредиту. Однако сегодня банки еще только привыкают работать с кредитными историями. Во многих кредитных организациях на данный момент отсутствуют внутренние регламенты, предусматривающие обязательные запросы кредитных отчетов по каждому выдаваемому кредиту. Поскольку этого не происходит в массовом порядке, то нет и дифференциации процентных ставок. Но я уверен, что в течение трех месяцев, максимум – за полгода все банки будут запрашивать кредитные истории. Когда произойдет дифференцирование процентных ставок, не могу точно сказать, так как банк, имея на руках различную информацию о заемщиках, все равно может выдавать им средства под один и тот же процент. Это его внутренняя кредитная политика. Как только банки начнут изменять свою политику, к ним пойдут клиенты. С положительной кредитной историей.

– Во сколько сегодня оценивается история заемщика?

– У разных кредитных бюро своя ценовая политика. Мы запрашиваем за кредитную историю от 50 центов до 2 долларов. Скоро состоится заседание комитета НБКИ по тарифам и рискам, на котором наши расценки, скорее всего, будут пересмотрены в сторону снижения. Это не значит, что кредитные истории дешевеют. Наоборот, качество историй улучшается. Уже сегодня они позволяют эффективно снижать кредитные риски. Поэтому объективно кредитные истории дорожают. Но банки-учредители НБКИ изменяют тарифы, чтобы накопить как можно больше информации, чтобы кредитные истории были доступными для всех кредитных организаций. Мы намеренно проводим такую политику: это стимулирует банки запрашивать кредитные отчеты, более эффективно снижать свои кредитные риски и планировать снижение процентных ставок.

– Недавно кредитный рынок взволновала ситуация с утечкой данных о заемщиках. Согласитесь, не каждый человек может свободно рассказать всем о своих доходах и расходах…

– Утечка не имеет отношения не только к НБКИ, но и ни к одному бюро кредитных историй. У нас этого не было и быть не может. Я могу только предположить, что и где могло произойти. Я рекомендовал бы заемщикам приходить в банки, которые заботятся о своей репутации, а, следовательно, и о защите информации. Любое кредитное учреждение обязано гарантировать своему клиенту сохранение банковской тайны. В противном случае заемщик вправе потребовать возмещения причиненного ущерба через суд. В нашем бюро вся информация надежно защищена. Как и всякое предприятие, кредитные бюро должны получить разного рода лицензии и сертификаты на осуществление своей деятельности. Без этого ни одно БКИ работать не может. В частности, у нас есть лицензия на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, выданная ФСТЭК, и средства защиты, сертифицированные ФСБ. Кроме того, в непосредственной деятельности операторов у нас действует правило "трех рук", то есть для того, чтобы получить доступ к информации три человека одновременно должны совершить строго определенную последовательность действий. Даже я, являясь генеральным директором НБКИ, не вправе производить подобные действия. Только три человека, которые контролируются особым образом.

– За рубежом кредитные бюро работают не только с банками: фактически вся информация о платежах потребителя стекается к ним. НБКИ, помимо банков, заключило еще с кем-нибудь договоры?

– Мы имеем договоры с мобильными операторами. Есть также договоры с небанковскими кредитными организациями, микрофинансовыми организациями, которые выдают не кредиты, а займы, а также с лизинговыми и факторинговыми компаниями. В этом направлении мы движемся изначально: НБКИ создано банками, поэтому мы нацелены, в первую очередь, на банковский рынок. Но в идеале хотим объединить все, что возможно. Однако пока этого трудно добиться по нескольким причинам. Прежде всего, у многих крупных держателей баз данных о платежном поведении населения, например, у коммунальных служб, отсутствует единая база данных. Так что они не могут предоставить нам информацию в приемлемом виде. Единая федеральная база отсутствует даже в МВД. Сейчас идут процессы объединения информации внутри федеральных органов государственной власти, которые завершатся в 2007 – 2008 годах. И в конце я бы хотел сказать, что создание положительной кредитной истории – вопрос не одного дня. На это уходят годы. И я убежден, что подавляющее большинство заемщиков – люди ответственные, и у них будут только положительные кредитные истории.

Ирина Замулина


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером

Этот сайт использует «cookies» и собирает следующие данные в целях улучшения его работы (Google Analytics): IP-адрес компьютера, страна, дата и время посещения, тип браузера сайта, тип операционной системы, модель мобильного устройства, тип мобильного устройства, идентификатор клиента в системе Google Analytics. Условия использования и порядок отключения смотрите здесь. Для продолжения работы с сайтом нажмите: «Согласен(на)»