Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / Шантаж для должника //Bankir.Ru

Шантаж для должника //Bankir.Ru

02.06.2011

Правительство против передачи коллекторам долгов населения по коммунальным платежам.

Конференция «Проблемы возврата долгов в сфере жилищно-коммунального хозяйства», организованная Национальной ассоциацией коллекторских агентств, наглядно продемонстрировала, что, несмотря на все попытки придать своему бизнесу налет цивилизованности, до легальной работы коллекторам – как до Луны пешком.

Понятно, что не все в нашей разнообразной жизни можно законодательно регламентировать. И зачастую складывается, что сначала нарабатывается многолетний опыт, а потом, исходя из него, надо принимать закон. Более того, как признают многие юристы, далеко не всегда новые законы латают старые дыры, а если это и случается, никто не гарантирует, что в другом неожиданном месте случайно не образуется новая дыра. Однако же, на конференциях, где обсуждаются вопросы законодательных инициатив, всегда принято звать в качестве «свадебных генералов» кого-нибудь из Государственной Думы.

Коллекторы тоже решили не отстать и пригласили председателя комитета по собственности Госдумы Виктора Плескачевского. Он должен был торжественно открыть конференцию, и тогда радость коллекторов была бы полной. Однако регламент организаторам пришлось ломать с первых же минут, потому что Плескачевский опаздывал.

«За здравие» высказался президент НАПКА Александр Морозов, который носит свою презентацию по проекту закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» на все приличествующие случаю мероприятия и, судя по всему, будет это делать еще долго. По крайней мере, пока не решится проблема «конца света» 2012 года. А пока остается лишь говорить со всех трибун о том, что коллекторской отрасли, как ни крути, уже семь лет, а правил игры для него все нет и нет. Многострадальный законопроект за это время трансформировался из четырех разных вариантов в единый объединенный вариант, но и это не помогает его принять хотя бы в первом чтении.

Говоря о возможностях вспашки долгового поля по жилищно-коммунальным платежам, Морозов отметил, что колючек и пеньков здесь будет гораздо больше, чем при взыскании долгов по потребительским кредитам для банков. Долговой рынок ЖКХ менее прозрачен и понятен, чем банковские «токсичные долги». Там, по крайней мере, на первый взгляд все ясно: договор заемщиком подписан, просрочку допустил – снимай шубу. А в квитанциях от жилконторы мало того, что черт ногу сломит, так еще и не всегда ясно, откуда что берется, потому что коррупционная составляющая в тарифах делает аппетиты организаций, занимающихся фактически жизнеобеспечением, бесконтрольными. И торг тут не уместен, а то отключат свет.

Некоторые россияне решают эту проблемы кардинально. К примеру, в Воронеже есть многоквартирный дом, где живут… только родственники! Когда только был принят Жилищный кодекс, этим людям стало понятно, что их ждет лишь ежегодный рост тарифов при постоянно снижающемся качестве обслуживания. На семейном совете было принято гениальное решение: вся родня продает свои квартиры, машины и гармонь, все дееспособные и трудоспособные берут в банках столько кредитов, сколько смогут унести. И на приватизированном участке земли строится многоквартирный дом для всех.

Авантюра удалась: в черте города стоит себе одноподъездный четырехэтажный дом с мансардой, подземным гаражом и сад в придачу. В нем живут четыре семьи родственников, каждая занимает по этажу в 100 квадратных метров, а в мансарду селят гостей. Внимание: эти люди платят за коммунальные платежи в пять (!) раз дешевле, чем должны были, если бы им не пришло в голову изменить свою жизнь…

По мнению Александра Морозова, коллекторскому рынку мешают развиваться не только государственные органы, с которыми коллекторам приходится судиться за один рубль компенсации морального вреда, защищая свою деловую репутацию. Ведь даже некоторые банки, опасаясь за свой имидж, в свете последних высказываний Роспотребнадзора, приостановили свое сотрудничество с коллекторами. И даже не жалобы граждан, обнаруживших преследование со стороны тех, кому они своих персональных данных не сообщали. Виновны средства массовой информации, регулярно изготовляющие из этой темы жаркое и недобросовестные коллекторы, не менее регулярно поставляющие для этого жареного блюда свежайшие ингредиенты.

«Только ленивый не попытался создать коллекторское агентство, это прибыльный бизнес, можно как сыр в масле кататься. Нет инструментария, чтобы повлиять на недобросовестных игроков, поэтому и надо определить правила игры, которые даст лишь закон», - резюмировал эксперт и добавил, что участие в ассоциации фактически гарантирует добросовестность игрока. Правда, тут же оговорился, что еще никого не приходилось исключать из НАПКА, но некоторые компании не смогли в нее вступить из-за шума, произведенного ими на рынке.

Основным регулятором для коллекторов стал Роскомнадзор. Представитель регулятора Юлия Забудько, хоть и попыталась дать несколько практических рекомендаций относительно того, как не подставить голову под топор, но рекомендации эти были из разряда «сделай дел на рубль, а получи копейку».

Самая модная тема для жалоб граждан на коллекторов – распространение персональных данных. Поэтому коллекторам, да и коммунальщикам всея России предлагается во-первых, писать всем уведомление, что данные передаются, а во-вторых, слать квитанции и счета на оплату исключительно в конвертах. А то, мол, валяются по всему подъезду бумажки с персональными данными: имя, фамилия, площадь квартиры, где деньги лежат, сколько человек дома бывает... Так что даже страшно представить, сколько конвертов будет заложено в скором времени в коммунальные тарифы, и без того, заметим, несоциальные.

Заместитель генерального директора по реализации энергии компании «Энергетические системы Востока» Валерий Васильев отметил, что при росте тарифов на 40%, автоматически включается рост задолженности населения по коммунальным платежам в 2,5 раза. Ну так и не повышайте!

«Мы понимаем, что общественные отношения не стоят на месте. Но мы настаиваем на защите прав граждан вне зависимости от того, должники они или нет. Распространение персональных данных без согласия субъекта не допускается», - заявила Забудько и напомнила, что законодательный механизм взыскания долгов – через суд и приставов, никто не отменял, поэтому не надо плакать.

Свежее предложение озвучила директор юридического департамента Национального бюро кредитных историй Елена Конева. По сути, бюро кредитных историй – единственное легальное место, куда можно передавать данные о должниках без страха и упрека. Почему бы этим не заниматься не только банкам, сотовым операторам и магазинам, но и коммунальщикам? Бюро кредитных историй готовы к такому сотрудничеству еще вчера, их более 30 организаций по всей стране, они подконтрольны ФСФР, у всех есть лицензии по защите конфиденциальной информации.

«Сегодня ничего не запрещает передать нам сведения о должниках. Единственное условие – включить в состав квитанции на уплату согласие должника на обработку персональных данных. Этой подписи будет достаточно», - заманчиво говорила Елена Коренева. Также эксперт упомянула, что подобная работа – неплохой повод для влияния на должника и залог того, что он будет более ответственно вносить платежи. Не платишь квартплату? А мы про тебя в бюро кредитных историй напишем, и никогда в жизни бы в кредит себе холодильник не купишь!

Одна из больших бед и причин жилищно-коммунального раздрая состоит в том, что федеральное правительство практически утратило над ним контроль. По закону вся тарифная политика отдана на откуп местному и региональному самоуправлению, а губернаторы и мэры тоже хорошо жить хотят. Начальник отдела департамента ЖКХ Министерства регионального развития России Екатерина Сидельникова сообщила общую задолженность страны по коммуналке – 600 млрд. рублей. Из них 264 млрд. – должно население.

Коллекторы оживились: вот они денежки, подбирай – не хочу. Правда, муторно собирать эту землянику, больно мелкая, но зато сладкая и гарантированная. Однако Сидельникова моментально испортила это радужное настроение, заявив, что задолженность ЖКХ по населению не может продаваться. По юридическим лицам – да ради бога. Только вот вымогать долг у физического лица – нечего делать, а у юридического лица – а ну-ка отними!

Поэтому управляющим компаниям по-прежнему предлагается действовать старыми методами. Договариваться с телефонными компаниями, которые 200 раз в сутки делают автоматический дозвон с напоминанием о долге. Включать «светофор совести», присылая квитанции разных оттенков красного, в зависимости от суммы долга. Оформлять должников в дворники по опыту Калининграда.

О своем опыте работы с коллекторами рассказала руководитель юридической службы ГУП ДЕЗ московского района Щукино Ирина Чурадаева. По ее словам, против должников есть два лома. Первый – точечно отключить электроэнергию в квартире, пусть холодильник разморозится. Второй – привлечь коллекторов для взыскания небольших сумм долга. Они делают это быстро, что позволяет кадровым юристам управляющей компании укладываться в сроки исковой давности и, по крайней мере, успевать взыскать крупную задолженность в судебном порядке.

Коллекторы разделились во мнении, говоря о типичном портрете должника по коммуналке. К примеру, директор по продажам коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Терехова считает, что классический должник ЖКХ – это женщина предпенсионного возраста. Генеральный директор компании SRG-Collection Надежда Бабичева с ней в корне не согласна. По ее мнению, пенсионеры и предпенсионеры последнюю рубаху с себя снимут, но квартплату заплатят, а вот молодежь, которая прекрасно понимает, что отключить услугу коммунальщикам часто не позволяют даже технические возможности, это и есть главный должник.

…А Виктор Плескачевский так и не прибыл на конференцию.


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером

Этот сайт использует «cookies» и собирает следующие данные в целях улучшения его работы (Google Analytics): IP-адрес компьютера, страна, дата и время посещения, тип браузера сайта, тип операционной системы, модель мобильного устройства, тип мобильного устройства, идентификатор клиента в системе Google Analytics. Условия использования и порядок отключения смотрите здесь. Для продолжения работы с сайтом нажмите: «Согласен(на)»