Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / Кредитная история: кому – стоп, а кому – нон-стоп? // Новости рынка недвижимости №23

Кредитная история: кому – стоп, а кому – нон-стоп? // Новости рынка недвижимости №23

27.06.2011
  Кредитная история заемщика – его репутация. И принимая решение о кредите, каждый банк смотрит, насколько она чиста. Наказанием за «грехи» станет отказ по ипотеке, но некоторые оплошности банки готовы простить. При этом каждый заемщик может морально подготовиться к решению банка, первым узнав свою кредитную историю или даже исправив ее.
Практически у каждого заемщика существует своя кредитная история, значимость которой многократно возрастает при решении взять ипотечный кредит. Отдельные аналитики ипотечного рынка отмечают даже тенденцию к росту количества кредитов, которые берут не с целью привлечения средств на личные нужды, а для того, чтобы создать положительную кредитную историю. По их словам, это происходит тогда, когда человек планирует в ближайшие несколько лет брать ипотеку и хочет гарантировать для себя положительное решение банка. Такой человек решает взять несколько потребительских кредитов или автокредит, чтобы, выплатив их досрочно и полностью, повысить в глазах банка свою надежность как потенциального заемщика. «Зачастую подобные инициативы позволяют заемщикам получить дополнительные преимущества. В большинстве банков существуют программы лояльности для клиентов с положительной кредитной историей. Однако среди критериев оценки, как правило, не только качество обслуживания долга, но и его размер, а также продолжительность выплат. Лояльные клиенты имеют возможность оформить новый кредит по сниженным ставкам и воспользоваться дополнительными привилегиями при рассмотрении заявки», - замечает Константин Балдуев, генеральный директор филиала Банка Сосьете Женераль Восток в г. Самаре.

История кредитной истории

С тех пор как в 2005 году в России вступил в силу Закон № 218-ФЗ от 30.12.2004 г.
«О кредитных историях», был создан Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ), подразделение Банка России, куда стала стекаться информация изо всех бюро кредитных историй России. Банки обязаны сотрудничать хотя бы с одним из бюро кредитных историй и передавать в них сведения о том, как тот или иной заемщик расплачивается по долгам.
Как отмечает Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ), без письменного согласия заемщика ни один банк не имеет права передать информацию. Но фактически заемщик не может и отказаться от передачи сведений о себе, рискуя попросту не получить кредита. При этом банки размышляют так: если клиент избегает заводить новую главу в своей кредитной истории, значит, заранее знает, что она будет не самой приятной для прочтения. Таким образом, сегодня у подавляющего большинства заемщиков, взявших кредит после 2005 года, есть своя кредитная история.

О чем повесть?

Кредитная история, согласно Закону «О кредитных историях», состоит из трех частей: титульной, содержащей сведения о заемщике, по которым его можно идентифицировать, например, ФИО, данные паспорта, ИНН и т.п. (для физического лица); основной, содержащей сведения о его обязательствах (кредитах) и дополнительные сведения о заемщике; закрытой, содержащей сведения об источнике формирования кредитной истории (то есть о банке, выдавшем кредит) и о пользователях кредитной истории (о банках, которые запрашивали данную кредитную историю).
Сведения, вносимые в каждую из этих трех частей кредитной истории, регламентированы ФЗ «О кредитных историях». Например, в основной части кредитной истории содержатся сведения о сумме кредита на дату заключения договора, его виде (потребительский, ипотечный, авто и т.п.), сроке исполнения обязательств в полном размере и сроке внесения платежей, сведения обо всех изменениях и дополнениях к кредитному договору, дата и сумма фактического исполнения обязательств. Такая информация содержится по каждому кредитному договору, и, согласно закону, банки передают ее в бюро кредитных историй в течение 10 дней после подписания договора, внесения изменений и платежей по кредиту. В бюро кредитных историй поступают сведения обо всех просрочках по кредиту, даже на один день. Нужно знать, что в кредитной истории может идти речь не только о кредитных договорах, но и о пластиковых карточках с овердрафтом (кредитной линией), поэтому заемщикам, рассчитывающим на ипотечный кредит, надо быть аккуратнее при их использовании. Как отмечает Елена Битяй, руководитель центра ипотечного кредитования Самарского филиала Промсвязьбанка, есть такие заемщики, которые, не придав в свое время серьезного значения таким картам, активировали их и забыли, забросив на шкаф или в дальний карман уже успевшей надоесть сумки. И о своих обязательствах перед банком они узнают только при попытке взять новый кредит. Как отмечает специалист, в банк стали чаще приходить люди, которые заранее интересуются содержанием своей кредитной истории, и, приводя смягчающие аргументы в пояснение просрочки, спрашивают, как можно исправить кредитную историю.

Информирован – значит вооружен

Своими историями зачастую интересуются те, кто обратился в банк и получил отказ по причине плохой кредитной истории, отмечает Александр Викулин. Но почти трехкратный рост заявок по поводу кредитной истории объясняется и повышением общего уровня финансовой грамотности населения.
«В месяц мы получаем порядка 3-4 тысяч запросов. Есть дисциплинированные люди, которые интересуются, правильно ли банк передает информацию. Обычно это заемщики, у которых несколько кредитов, займы на крупные суммы, и те, кто предполагает, что вся их жизнь будет происходить в кредит. Кроме того, обращаются люди, которые хотят взять заем в иностранном банке, им нужно подтверждение, что они не брали кредитов в России», - рассказывает представитель НБКИ.
Прочитать свою кредитную историю может каждый россиянин: один раз в год бесплатно и неограниченное количество раз – за деньги. Чтобы получить кредитную историю, нужно, во-первых, узнать, в каком бюро кредитных историй она хранится. Такую информацию можно получить в банке, выдавшем кредит. Можно обратиться и в Центральный каталог кредитных историй через его сайт ckki.www.cbr.ru, но при этом нужно знать код субъекта кредитных историй. Как правило, в анкете на кредитный продукт есть поле для записи данного кода. Через сайт ЦБ РФ ответ предоставляется бесплатно на следующий рабочий день после получения запроса, но если код не присвоен или забыт, обратиться в ЦККИ через сайт не получится. Тогда следует обратиться с паспортом в любую кредитную организацию, бюро кредитных историй, а также в отделение почтовой связи, в котором оказываются услуги телеграфа, направить в ЦККИ письменный запрос. В этом случае придется подождать.
Впрочем, у одного заемщика может быть несколько кредитных историй в разных бюро - это зависит от того, с какими бюро работает банк. У некоторых банков, например, у Сбербанка РФ, есть собственные бюро кредитных историй.

Постелить соломки

Сегодня вовсе не означает, что любая задержка выплаты автоматически сигнализирует: банк будет в дальнейшем избегать работать с таким клиентом. Банки учитывают человеческий фактор в отношении клиентов. Как правило, однократная задержка выплаты на срок до 30 дней рассматривается как техническая. Если клиент не может платить какое-то время по уважительной причине (больница, несчастье в семье, перемена работы), необходимо поставить в известность банк. Как отмечают специалисты, так желательно поступить еще до первой невыплаты: принести кредитному инспектору письменное заявление, копию больничного листа и т. п.


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером