Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / От физлиц к автомобилям // Bankir.ru

От физлиц к автомобилям // Bankir.ru

17.11.2011
Бюро кредитных историй ищут, чем заняться помимо сбора информации о долгах граждан.
Сбор кредитных историй заемщиков – физических лиц стал обычной практикой для всех участников розничного банковского рынка. А вот на аккумулирование кредитных историй юрлиц банки смог стимулировать только Центробанк. Дискуссия о том, как и в каком виде собирать данные о кредитных историях юрлиц, состоялась на втором ежегодном НБКИ-Форуме.

Форум открыл глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Он напомнил, что НБКИ, Национальное бюро кредитных историй, создавалось как межбанковская площадка, принадлежащая большому количеству ведущих российских банков. Коллективное мышление – основа цивилизованного рынка. Банкам нужно совместно вырабатывать решения, которые позволят структурно и экономически развиваться в выгодном направлении. Это даст более широкие возможности как каждому банку в отдельности, так и системе в целом.
Старший вице-президент ВТБ Андрей Сучков высказал мнение, что банковская система лучше готова к кризису, чем в 2008 году. Предыдущий кризис преподнес банкам уроки, и эффективность систем риск-менеджмента значительно возросла. Работа с бюро кредитных историй (БКИ) стала обязательной частью кредитного процесса всех банков. Теперь задача БКИ – не отставать от запросов банков и предлагать новые продукты и услуги.

По словам Андрея Сучкова, статистические отчеты (результаты мониторинга портфеля или отдельных групп заемщиков) в условиях нестабильности пользуются наибольшим спросом. Также банками востребованы услуги по верификации данных заемщиков (проверка по базам данных государственных и муниципальных организаций) и продукты противодействия мошенничеству.

Александр Викулин, генеральный директор НБКИ, рассказал, что среди партнеров бюро уже 928 организаций. Все банки, которые занимаются потребкредитованием, стали сотрудничать с НБКИ. Теперь бюро двигается по направлению к микрофинансовым организациям, кредитным кооперативам, кредитным брокерам. В зарубежной практике услуги физлицам занимают львиную долю доходов бюро кредитных историй. Поэтому НБКИ будет это направление бизнеса активно развивать.

В рамках форума был подписан меморандум о приобретении НБКИ «Восточного бюро кредитных историй». В результате НБКИ увеличивает свою базу более чем на 3 млн. субъектов и около 6 млн. записей кредитных историй.

Руководитель Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ) Борис Воронин привел данные о рынке кредитных историй. В ЦККИ собрано 134 млн. неуникальных титульных частей (данные с учетом повторов). Общее число уникальных кредитных историй – 62 млн. Доля юридических лиц – всего лишь около 0,5%.

В стране действует 31 БКИ, однако на этом рынке очень высок уровень концентрации. В маленьком БКИ может храниться всего несколько тысяч записей, а в крупнейших – более 40 млн. кредитных историй. На рынке сформировалась большая четверка: НБКИ, «Эквифакс Кредит Сервисиз», «Объединенное кредитное бюро» (бывшее «Экспириан-Интерфакс») и кредитное бюро «Русский стандарт». У первых двух компаний собрано более 40 млн. кредитных историй. На пятом месте находится «Восточное бюро кредитных историй», которое стало частью НБКИ.

Тенденции рынка таковы. На рынке услуг бюро кредитных историй происходит реальная консолидация участников. Снижается ценность эксклюзивной информации – она только дополняет картину, а не определяет качество базы. Снижается значение ценового фактора в конкурентной борьбе, потребители обращают все большее внимание не на цену, а на качество и количество услуг. Получатели информации также стали все большее внимание обращать на качество информации, хранящейся в бюро, с которым заключают договор. Правда, на улучшение этого параметра у участников рынка уйдет много времени. Еще одна тенденция заключается в том, что БКИ стали предлагать услуги для смежных рынков.

Борис Воронин очертил пути развития системы формирования кредитных историй. Во-первых, БКИ могут стать источником (концентратором) информации, нужной участникам финансового рынка. Стратегия развития банковского сектора предполагает доработку закона о кредитных историях в этом направлении. Во-вторых, в БКИ будут регистрироваться уведомления о залоге движимого имущества, и эта информация будет доступна не только банкам, но гражданам при покупке автомобиля. В-третьих, БКИ может удостоверять личность гражданина.

Представители банковского сообщества спросили, как поступить, если у банка 1 млн. активных клиентов, а общая клиентская база – 4 млн. человек? Банку очень хочется работать и с теми 3 млн. человек, с которыми в данный момент нет действующих договоров. Можно было бы проверять кредитную историю этих людей и делать им предложения. Но такого юридического права у банка нет.

Борис Воронин разъяснил, что по закону о персональных данных информация о клиенте может храниться только для поддержания договорных отношений. А использовать базу данных в маркетинговых целях – это уже нечто иное, выходящее за рамки закона о кредитных историях. Если договор завершен, то это уже бывший клиент, который закончил отношения с банком.

Еще один вопрос, поступивший от банков и БКИ, – что делать, если суд выносит постановление удалить кредитную историю гражданина? Борис Воронин напомнил, что уничтожение кредитной истории возможно, только если она была накоплена с нарушением закона. Если заемщик отзовет согласие, новая информация не должна поступать, но удалять старую нельзя. В законе о кредитных историях прописаны случаи – удаление спустя 15 лет после последнего изменения. И здесь также нет противоречия с законом о персональных данных, потому что речь идет о хранении персональных данных не в банке, а в бюро кредитных историй. Возможно, для судов надо более четко прописать эти моменты. Нельзя допустить, чтобы граждане получили возможность удалять свои негативные кредитные истории, такие факты убивают саму идею сбора этих данных.

В то же время должна быть прописана процедура опротестования информации, которая содержится в кредитной истории. Борис Воронин сообщил, что подобные вопросы будут решены в рамках поправках к закону о кредитных историях, которые собирает Минфин.

Также Центробанк стремится простимулировать развитие института кредитных историй юрлиц. В новой редакции инструкции Банка России №110-И определено, что кредитные требования без согласия субъекта на передачу информации в бюро и без согласия на раскрытие кредитного отчета кредитору относятся к группе с повышенным коэффициентом 1,1 при расчете норматива достаточности капитала.
Александр Будник, директор департамента рисков Бинбанка, открыл дискуссию вокруг кредитных историй юрлиц. Число субъектов-юрлиц на 1 ноября 2011 года в НБКИ составила 150 тыс. Это 2% от числа зарегистрированных на эту же дату юрлиц в базе СПАРК. Активно обновляемых в течение года юрлиц в базе СПАРК 402 тысячи субъектов, что в 2,7 раз больше, чем число субъектов в базе НБКИ. Из информационных услуг по юрлицам по-прежнему основной остается только запрос кредитной истории. То есть рынок, по идее, перспективный, но в полную силу никак не начнет работать.

Участники конференции пришли к мнению, что, возможно, кредитные бюро – не самый удачный инструмент для контроля рисков при работе с малыми предприятиями. Для такой компании неудачный кредит становится последним. На практике владельцы закрывают предприятие с безнадежными долгами и открывают новое.

Банки привыкли работать с юрлицами на основе иных источников информации, анализировать отчетность, понимать, что эта отчетность не всегда достоверна. Тем не менее поправки в инструкцию 110-И, без сомнения, заставят банки брать у корпоративных заемщиков согласие на передачу данных в БКИ.

Такое направление работы БКИ, как сбор информации о движимых залогах, начало работать. Хотя соответствующий закон еще только готовится, участники рынка уже формируют такую базу. Представители НБКИ сообщили, что запустили работу по аккумулированию информации о залоговых транспортных средствах. Благодаря содействию крупных игроков на рынке автокредитования, в частности, Юникредит Банка, в базе уже собраны данные о более чем 300 тысяч залоговых автомобилей.


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером

Этот сайт использует «cookies» и собирает следующие данные в целях улучшения его работы (Google Analytics): IP-адрес компьютера, страна, дата и время посещения, тип браузера сайта, тип операционной системы, модель мобильного устройства, тип мобильного устройства, идентификатор клиента в системе Google Analytics. Условия использования и порядок отключения смотрите здесь. Для продолжения работы с сайтом нажмите: «Согласен(на)»