Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / НБКИ расширяет границы // NBJ

НБКИ расширяет границы // NBJ

01.12.2011
16 ноября состоялся второй ежегодный НБКИ-Форум, на котором участники обсудили тенденции развития рынка кредитных историй и перспективные направления взаимодействия.

В посткризисный период первая роль в системе риск-менеджмента отошла к бюро кредитных историй. Возросший спрос на кредитные досье и аналитический инструментарий обусловил повышенный интерес у профессионального сообщества к форуму, который второй год подряд проводит Национальное бюро кредитных историй. В форуме приняли участие около 200 представителей из 120 банков, гости смогли пообщаться и задать интересующие их вопросы представителям ЦБ, Ассоциации российских банков и непосредственно руководителям крупнейшего бюро кредитных историй России – НБКИ.

КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ – ЗАЛОГ СТАБИЛЬНОСТИ

Открывая форум, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян подчеркнул, что форум буквально за два года стал одним из важнейших событий в жизни банковского сообщества. По мнению главы АРБ, интерес, который проявляют участники рынка к мероприятию, вполне закономерен. «Главное преимущество НБКИ заключается в том, что это бюро не идентифицируется у кредитных организаций с отдельно взятым банком. Это межбанковский проект, который создавался по инициативе Ассоциации российских банков в 2005 году и с которым на сегодняшний день сотрудничают более 900 кредитных организаций. НБКИ, с одной стороны, как ассоциация, объединяет банки для решения совместных задач, а с другой стороны, это коммерческая организация, которая ищет и находит коммерческие проекты, интересные для развития рынка кредитных историй», – резюмировал Гарегин Тосунян.

Заинтересованность банковского сектора во взаимодействии с бюро кредитных историй четко прослеживается по динамике роста количества контрагентов НБКИ: если в 2005 году их было чуть более двухсот, то в 2011 году число контрагентов приблизилось вплотную к тысяче, то есть практически все кредитные организации, работающие с розницей, сегодня активно взаимодействуют с НБКИ.

Как отметил старший вице-президент, начальник управления секьюри-тизации банка ВТБ Андрей Сучков, в качестве катализатора на рынке кредитных историй выступил кризис, который заставил банки использовать широкий набор инструментов при оценке заемщиков. «Безусловно, центральную роль в современной системе риск-менеджмента играют бюро кредитных историй. В начале пути нам приходилось убеждать многих клиентов в необходимости и полезности взаимодействия с кредитным бюро, а сегодня работа с ним стала неотъемлемой частью кредитного процесса», – пояснил Андрей Сучков.

Руководитель Центрального каталога кредитных историй Борис Воронин также отметил, что рынок кредитных историй стремительно растет и развивается. Так, по данным ЦККИ, общее количество титульных частей практически достигло численности населения страны – по данным на 1 ноября 2011 года их насчитывалось 134,5 млн. Однако число уникальных записей, то есть их количество после исключения повторений, значительно меньше – около 62 млн. Однако и этот показатель, по мнению представителя ЦККИ, является хорошим.

В своем выступлении Борис Воронин также обратил внимание на изменения, которые наметились на рынке. Одной из наиболее важных тенденций является консолидация рынка кредитных историй. «Сегодня зарегистрировано 31 бюро кредитных историй. Однако абсолютное большинство из них обладает минимумом информации. Вполне закономерно, что постепенно количество участников рынка сокращается – некоторые ликвидируются, а некоторые присоединяются к крупным бюро. Примечателен тот факт, что продаются не только мелкие бюро, но и относительно крупные, но не занимающие лидерских позиций», – описал ситуацию Борис Воронин.

Кстати, сделанные руководителем Центрального каталога кредитных историй выводы подтвердились прямо на форуме. В рамках мероприятия произошло подписание соглашения о приобретении НБКИ Восточного бюро кредитных историй. В результате сделки НБКИ смогло увеличить базу кредитных историй более чем на 3 млн субъектов (около 6 млн записей кредитных историй). Таким образом, НБКИ укрепило свои лидерские позиции на рынке.

НБКИ: БЮРО НА ВСЕ РУКИ

В течение 2011 года НБКИ динамично развивалось и смогло не только сохранить, но и укрепить свои лидерские позиции на рынке. В своем выступлении генеральный директор НБКИ Александр Викулин «на цифрах» продемонстрировал, что НБКИ превосходит своих конкурентов по всем «статьям». Так, по данным на 1 ноября 2011 года, в НБКИ хранится информация о 46 млн субъектов кредитных историй, что больше, чем у ближайших конкурентов. Для сравнения, «Эквифакс» обладает данными о 43 млн субъектов, «Экспириан» – о 27,7 млн, а «Русский Стандарт» – о 8 млн субъектов. «Каждое из бюро, входящих в число лидеров рынка, имеет свое преимущество: «Экспириан» аффилировано со Сбербанком, «Эквифакс» обладает информацией из Инвестторгбанка и банка Хоум Кредит, у НБКИ – самое большое количество партнерств. Как уже отмечалось, сегодня их более девятисот. Если быть точнее – 928, что почти в три раза больше, чем у всех БКИ вместе взятых», – пояснил Александр Викулин. Также генеральный директор НБКИ обратил внимание присутствующих на то, что показатель эффективности кредитных историй в бюро является одним из самых высоких на рынке. «Хит-рейт на данный момент составляет 83%. В 2006 году он был гораздо ниже – 45%. Вероятно, в будущем году нам удастся его еще улучшить», – поделился планами Александр Викулин.

Как уже отмечалось, спрос на информацию со стороны банков уверенно растет. И в бюро кредитных историй постоянно работают над расширением спектра предоставляемых услуг, а также над повышением их качества. В результате многие услуги, которые сегодня предоставляет НБКИ, являются уникальными, и со стороны кредитных организаций наблюдается устойчивый интерес к ним. Так, количество обращений за расчетом скоринговой оценки превысило в текущем году 5 млн.

Александр Викулин отметил также, что большой интерес кредитные организации проявляют к проверкам клиентов по базам автотранспортных средств (более 350 тыс запросов) и паспортов граждан через ФМС (1,2 млн запросов). Подобные проверки позволяют не только оценивать конкретного заемщика, но и производить мониторинг клиентской базы, что дает возможность своевременно принимать меры по сохранению банками своих средств.

Президент НБКИ Александр Клычков сообщил, что НБКИ планирует создавать новые услуги на основе информации из баз данных государственных и муниципальных организаций. Кроме того, бюро намерено и дальше развивать системы мониторинга кредитного портфеля и управления счетами, а также надеется предложить своим партнерам новую услугу - систему противодействия мошенничеству.

НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Большой интерес у участников мероприятия вызвали темы развития рынка кредитных историй в сегменте юридических лиц и обслуживания запросов физических лиц.

По мнению участников, оба эти направления являются достаточно перспективными и востребованными. «В мае 2009 года НБКИ, опираясь на зарубежный опыт, приступило к развитию услуг для физических лиц. За три года нам удалось добиться неплохих результатов - показатели 2011 года примерно в 3 раза превышают показатели 2009 года. Если сравнивать показатели нашей деятельности и деятельности конкурентов, то видно, что мы движемся на шаг впереди», - рассказал Александр Викулин. Кроме того, спикер заверил, что работу с физическими лицами в бюро считают очень важной и планируют активно развивать это направление деятельности НБКИ.

Что касается работы с кредитными историями юридических лиц, то, несмотря на явный интерес к данной услуге со стороны банков и других участников кредитного рынка, пока это направление «отстает» по темпам накопления базы. По данным ЦККИ, 99,5% кредитных историй - это информация о физических лицах, оставшиеся 0,5% - информация о юридических лицах. «Сегодня у нас имеется около 300 тыс записей о юридических лицах. Это, конечно, немного. Однако если учесть, что в стране зарегистрировано всего 8 млн юридических лиц, то этот показатель не кажется таким уж маленьким», - рассказал Борис Воронин.


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером