Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее

Пресса о нас

23.12.2011

Что такое кредитная история и в чем ее предназначение и польза, пока понятно далеко не всем заемщикам, однако рынок кредитных отношений быстро развивается, затрагивая едва ли не каждого человека, поэтому ясные ответы на поставленные вопросы становятся все более актуальными. Эта статья – ответ на вопрос, зачем нужна кредитная история и что она собой представляет.

 Войти в историю или создать ее?

 Практика кредитных историй зародилась в нашей стране не так давно. Несмотря на то, что банки всегда старались хранить информацию о своих заемщиках, она была недоступна другим финансовым организациям. Ситуация начала меняться, когда 1 июня 2005 года в силу вступил закон «О кредитных историях», обязавший банки сотрудничать как минимум с одним БКИ. После этого наиболее крупные банки создали свои собственные бюро, куда поставляли информацию о заемщиках. Информация из таких «камерных» БКИ начала поступать в созданный при Центробанке ЦККИ (Центральный каталог кредитных историй), благодаря чему сегодня любой банк может получить доступ к истории любого заемщика и на основе содержащихся в ней данных вынести решение о выдаче кредита или отказе в ней.

 Согласно законам РФ, кредитная история может попасть в БКИ только при выполнении двух условий:

 ·         Заемщик дал письменное согласие на запрос и передачу данных в НБКИ,

·         Банк передал данные о заемщике в БКИ.

 Отсюда следует, что все истории, созданные до принятия закона, не имеют юридической силы, так как не содержат письменного согласия заемщика.

 Все кредитные истории состоят из трех частей: титульной, основной и закрытой. В титульной части указываются личные данные заемщика: ФИО, паспортные данные, номер свидетельства пенсионного страхования, ИНН. В основной части содержатся непосредственно данные о полученных кредитах: суммах, погашениях, имеющихся просрочках и задолженностях. Основную часть истории могут смотреть только те кредиторы, у которых есть согласие заемщика на ее просмотр. В третьей, закрытой части истории находится информация об источнике появления истории и запросах на ее просмотр. Другими словами, в данной части указывается, какой именно банк эту историю открыл и какие финансовые учреждения запрашивали ее. Доступ к закрытой части есть только у самого заемщика и, в исключительных случаях, у судебных органов.

 Каждый заемщик, имеющий личную кредитную историю, может получить доступ к ее просмотру. Сделать это можно несколькими способами.

 Как получить доступ к своей кредитной истории?

 В первую очередь заемщику необходимо найти то бюро, в котором хранится его история, а для этого придется направить запрос в ЦККИ. Следует отметить, что ЦККИ не содержит непосредственно самих историй, а только данные о них: в каком бюро находится конкретная история, паспортные данные и имя ее владельца (физического или юридического лица). Таким образом, если в ЦККИ нет данных о кредитной истории какого-либо лица, значит, ее, скорее всего, не существует вовсе.

 Запрос в ЦККИ можно подать двумя способами: в режиме онлайн на сайте ckki.www.cbr.ru, в случае если Вам известен ваш код субъекта кредитной истории либо отправив телеграмму в ЦККИ. Код субъекта кредитной истории, представляет собой некий пароль, дающий доступ к информации в каталоге. Этот код обычно указан в кредитном договоре.

 Информация из каталога может быть получена и в  БКИ, направив соответствующий запрос.

  После того как информация из каталога получена, заемщику остается только обратиться в БКИ. « В Национальном бюро кредитных историй есть несколько способов получения кредитных историй, - комментирует Александр Викулин, генеральный директор НБКИ, - заемщику только остается выбрать удобный для себя. Первый способ  - распечатать на сайте НБКИ форму запроса и заполнить его, затем заверить подпись нотариально и после этого отправить по почте. Второй способ  - это отправить в адрес НБКИ телеграмму, указав все свои паспортные данные. Такая телеграмма должна быть обязательно заверена сотрудником почтового отделения. В течение 10 дней с момента получения запроса, как в виде формы, так и телеграммы, сотрудники НБКИ отправят кредитную историю заемщика на адрес, указанный в запросе или телеграмме. Если кредитная история нужна срочно, то заемщик может обратиться лично к коммерческим партнерам НБКИ, они на сегодня есть во всех регионах России. Обращение к  партнерам в данной ситуации будет платным, но заверение подписи у нотариуса в данной ситуации не понадобиться. Заемщику будет выдан бумажный документ с подписью руководителя и печатью организации.

 Заемщикам следует знать, что каждое БКИ обязано предоставлять кредитные истории бесплатно, но не более одного раза в год. Если же доступ к истории необходимо получать чаще, это можно сделать за дополнительную плату. Каждое БКИ назначает свою собственную цену за каждое повторное обращение.

 Что делать, если в кредитной истории обнаружена ошибка?

Если заемщик считает, что информация в его истории не соответствует действительности или содержит ошибки, он может обратиться в приславшее ему историю бюро с заявлением, содержащим его возражения. Бюро обязано проверить полученную информацию в течение 30 дней. За это время в банк, сообщивший спорную информацию, направляется запрос с просьбой о ее документальном подтверждении. Получив его, бюро либо исправляет данные (в случае вины заполнителя) либо пишет ответ заемщику с аргументами в пользу того, что информация в его истории полностью верна. (Бюро само ничего не исправляет. Любую информацию исправляет банк, при условии, что он признал ошибку, а бюро готовит ответ заемщику и отправляет исправленный вариант кредитной истории.

 Как не получить отказ от банка?

 Решение о выдаче кредита принимается банком на основе истории заемщика. Как известно, банки обычно не объясняют причину отказа, поэтому универсального ответа на вопрос, вынесенный в подзаголовок, не существует. Однако можно дать несколько рекомендаций тем, кто хочет снизить риск отказов по кредитам к минимуму:

  • Не стоит брать больше одного-двух кредитов одновременно. Если их больше, банк получает основание считать, что заемщик обладает рискованной моделью финансового поведения, а следовательно, и поводов для отказа по кредиту становится больше.
  • В историю заемщика попадают данные о судебных разбирательствах с финансовыми учреждениями. Многие крупные банки заявляют о своем нежелании сотрудничать с юридически активными людьми, поэтому участие в многочисленных судебных тяжбах также может стать причиной отказа банка.

В конечном счете, можно выдать еще очень много советов о том, как снизить риск получения отказа по кредиту, однако лучшим из них все-таки будет рекомендация вовремя гасить все ссуды и сводить к минимуму риск появления задолженностей. Только в этом случае заемщик может быть уверен в беспроблемном взаимодействии с финансовыми организациями.



Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером

Этот сайт использует «cookies» и собирает следующие данные в целях улучшения его работы (Google Analytics): IP-адрес компьютера, страна, дата и время посещения, тип браузера сайта, тип операционной системы, модель мобильного устройства, тип мобильного устройства, идентификатор клиента в системе Google Analytics. Условия использования и порядок отключения смотрите здесь. Для продолжения работы с сайтом нажмите: «Согласен(на)»