Создавая свою кредитную историю, Вы создаете себе будущее
Главная / Пресс-служба / Пресса о нас / Cемь лет лидерства на рынке кредитных историй // НБЖ

Cемь лет лидерства на рынке кредитных историй // НБЖ

02.04.2012
18 апреля 2012 года Национальному бюро кредитных историй (НБКИ) исполняется 7 лет. А через два месяца - 1 июня - столько же лет исполнится самому рынку кредитных историй в России: большинство статей 218-ФЗ «О кредитных историях» вступили в силу с 1 июня 2005 года. О том, как пионер рынка кредитных историй стал лидером, и легко ли ему удерживать эти позиции, НБЖ рассказывает генеральный директор НБКИ Александр ВИКУЛИН.

НБЖ: Александр Юрьевич, НБКИ на 2 месяца старше самих кредитных историй. Как вы умудрились забежать вперед паровоза?

А. ВИКУЛИН: Формально вы правильно приводите даты. Но хочу напомнить, что сам 218-ФЗ подписан Президентом России Владимиром Путиным 30 декабря 2004 года. А самому подписанию предшествовала колоссальная работа банковского сообщества, профильных министерств, независимых экспертов. Поэтому, конечно, НБКИ возникло не на пустом месте, а создавалось на основе уже понятного правового поля. Более того, мы уже четко понимали, как будет работать бюро, как будет развиваться рынок кредитных историй, какие технологии и на каких этапах будут востребованы рынком. Об этом говорит и структура акционерного капитала бюро. Ассоциация российских банков (АРБ), порядка 25 крупных банков, технологические партнеры Transunion, CRIF - все приняли и принимают участие в развитии бюро и всего российского рынка кредитных историй.

НБЖ: Как формировалась структура акционеров НБКИ?

А. ВИКУЛИН: Инициатор создания Бюро - Ассоциация российских банков. Уже в 20оз году банки понимали, что рынку необходим институт кредитных бюро. АРБ стала дискуссионной площадкой, на которой всем заинтересованным сторонам была дана возможность высказать свои идеи. В процессе обсуждения и появилась мысль создать кредитное бюро, не аффилированное ни с одним банком, но учитывающее интересы всего банковского сообщества и заемщиков. Приглашены были наиболее активные на тот момент участники обсуждения. Затем коллегиально рассматривались кандидатуры технологических партнеров. Так среди акционеров появились американская Transunion и итальянская CRIF. Стра-новая принадлежность в данном случае весьма условна, мы выбирали мировых лидеров, способных и желающих делиться технологиями в максимальном объеме.

НБЖ: То есть у НБКИ с самого начала на рынке кредитных историй были преимущества: самый ранний старт, самые технологичные партнеры.

А. ВИКУЛИН: Самое главное наше преимущество - отсутствие аффилированное™ с одним игроком. Мы ориентированы на весь рынок кредитования и заинтересованы в его развитии не меньше самих кредиторов и заемщиков. Практика показала, что именно такой принцип на начальном этапе обеспечивает лидерство. С самого начала к работе с НБКИ подключились много банков, и их количество постоянно росло. Сейчас в Бюро передают информацию более тысячи финансовых организаций, что обеспечивает самую большую на рынке базу кредитных историй - более 50 млн заемщиков.

НБЖ
: Крупные банки в 2005 году создали свои бюро. Их модель оказалась менее выигрышной?

А. ВИКУЛИН: Уже в 2005 году было понятно, что на рынке останутся 2-3 крупных игрока. Вся мировая практика и элементарная логика говорили о такой перспективе. Видимо, амбиции крупных игроков в то время пересиливали объективные предпосылки, да и для банкира семилетней давности сама мысль о передаче данных куда-то вовне звучала непривычно. Тем не менее, действительно, кэптивная модель бизнеса бюро кредитных историй показала свою ограниченность. Наш рынок развивается по мировой модели и движется к консолидации.

НБЖ: Какие прогнозы дает мировой опыт для российских бюро помимо консолидации?

А. ВИКУЛИН: Безусловно, упор на технологичность и качество обработки информации. За семь лет наш рынок прошел стадию накопления информации и перешел к этапу технологического развития. Банки уже сняли «сливки», и теперь идет отчаянная борьба за заемщика. Соответственно, возрастает потребность в качественных инструментах предиктивной аналитики. НБКИ и здесь не стало изобретать велосипед: мы сотрудничаем с мировым лидером - FICO. Их решения - номер один в мире.

НБЖ: Наверняка многие банки, особенно небольшие, не могут воспользоваться такими решениями. Ведь чем известнее бренд, тем дороже его продукты.

А. ВИКУЛИН: Арсенал предложений НБКИ для кредитных организаций очень большой. А с учетом того, что банки и микрофинансовые организации имеют свои особенности, с ходу предугадать, какое именно решение для них будет оптимальным, нельзя. Дело даже не в цене того или иного программного решения, а в его прогнозной эффективности. Для этого мы предлагаем, перед тем как использовать ту или иную модель оценки заемщика, проводить ретроскоринг - оценку эффективности скоринговых моделей на уже существующей базе заемщиков.

НБЖ: Вы упомянули микрофинансовые организации (МФО). Они тоже сотрудничают с бюро?

А. ВИКУЛИН
: С НБКИ - да. Пока закон об обязательном присоединении МФО к бюро кредитных историй только в стадии согласования, но мы активно работаем с небанковскими кредиторами. По двум причинам. Во-первых, с точки зрения развития кредитного рынка важно не «потерять» заемщика. Стоимость оценки его платежеспособности на основании информации только из банков снижается, если у заемщика есть возможность кредитоваться в других, не банковских структурах. Во-вторых, МФО сами заинтересованы в возвратности займов. Им нужны и доступ к базе кредитных историй, и ско-ринговые технологии. Без ложной скромности могу сказать, что наши усилия в этом направлении успешны: из более чем юоо организаций, формирующих кредитные истории и сотрудничающих с НБКИ, около зоо относятся к небанковскому сектору.

НБЖ: Чем вы привлекаете таких игроков? Наверное, для каждого из них нужен отдельный подход?

А. ВИКУЛИН
: Диверсификация на этом рынке просто огромная. Есть достаточно крупные игроки, у которых риск-менеджмент организован не менее серьезно, чем в банке. Для таких партнеров подходят наши стандартные решения. Но есть и очень много мелких компаний, для которых мы создали «коробочный» продукт. Он позволяет МФО без затрат на ИТ-инфраструктуру обеспечивать информационный обмен с Бюро.

Мы остаемся самым адекватным источником информации о заемщике. Hit-rate (доля положительных ответов на запросы в бюро - прим. ред.) по запросам в НБКИ уже давно держится на уровне 87%. Такой показатель характерен для самых крупных бюро на развитых рынках. На российском рынке такого показателя нет больше ни у одного бюро.

НБЖ
: Вернемся к крупным кредиторам. Что нового вы предлагаете им?

А. ВИКУЛИН: Новинки появляются постоянно. Важно, что они возникают не на пустом месте, а становятся следствием потребностей рынка. Как я уже говорил, с развитием кредитования растет стоимость клиента. Поэтому для кредитора важно не упустить клиента, вовремя предложить ему новую услугу или повышение лимита по кредитной карте. У таких организаций пользуется спросом наша система он-лайн-мониторинга платежного поведения заемщика «Сигнал». Раз в день система автоматически обращается в базу НБКИ за изменениями в кредитной истории заемщика. Если он совершил какие-то действия, влияющие на его платежеспособность, банк в состоянии сразу же принять меры. Это, безусловно, и профилактика банкротств заемщика, и возможность увеличить продажи без увеличения риска. А с учетом того, что банк не платит за запрос кредитной истории, финансовая эффективность этого инструмента достаточно привлекательна.

НБЖ: НБКИ известно не только как лидер в традиционных для бюро сегментах. Уникальны для рынка ваши предложения проверки заемщиков по базам ГИБДД и ФМС. Есть ли новинки в этом направлении?

А. ВИКУЛИН: Проверка по базам ГИБДД и ФМС традиционно пользуется высокой популярностью у банков. Сейчас у нас в стадии накопления база залоговых автомобилей. На данный момент в ней 400 тыс автомобилей, к лету мы планируем консолидировать информацию о 65% всех заложенных авто и выйти с коммерческим предложением для участников рынка.


Вся пресса

 
 
 
Описание
 
 
 

Если вы забыли логин или пароль,
свяжитесь с своим
персональным менеджером