Сегодня, 19 февраля, в Москве состоялось обсуждение доклада «Оценка системы несостоятельности и защиты прав кредиторов и должников», подготовленного Всемирным банком.
Сегодня, 19 февраля, в Москве состоялось обсуждение доклада «Оценка системы несостоятельности и защиты прав кредиторов и должников», подготовленного Всемирным банком. Доклад представил Риз Мокал (Riz Mokal), старший юрист и глава Глобального подразделения Всемирного банка по неплатежеспособности и усовершенствованию кредиторских/дебиторских режимов. По его словам, начиная с 2002 года, в России достигнуты серьезные результаты по укреплению правовой системы для обеспечения ответственного доступа к кредитным ресурсам.
Господин Мокал отметил, что существующий в стране закон «О кредитных историях», в основном, соответствует лучшим мировым практикам. Однако, по мнению специалистов Всемирного банка, в него можно внести такие изменения:
1. Отменить пункт о необходимости получения согласия заемщика на передачу данных в бюро. Наличие такого требования приводит к дискриминации в пользу влиятельных заемщиков, у которых кредиторы не могут или не хотят получать согласие. В результате сведения об их платежной дисциплине не передаются в бюро, что создает пробелы в данных бюро кредитных историй.
2. Изменить время хранения данных в бюро кредитных историй. Срок в 15 лет превышает принятый в передовых международных практиках период в 5-7 лет. Оценка 15-летней кредитной истории увеличивает риск искажения решений, принятых на основании событий, которые давно не актуальны. Такая практика может привести к несправедливым по отношению к заявителям решениям.
3. Ввести норму, обязывающую кредитора сообщать заемщику об отказе в кредите из-за плохой кредитной истории. Наличие такого обязательства побудило бы заемщиков более тщательно контролировать свои кредитные истории и сделало бы взаимоотношения между кредиторами и заемщиками более прозрачными и доверительными.
Инициативы Всемирного банка прокомментировал генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин: «Мы благодарны Всемирному банку и всем экспертам, принимавшим участие в работе над докладом. НБКИ заинтересовано в развитии прозрачного и цивилизованного рынка кредитования в стране. Поэтому мы поддерживали информационный обмен с профильными экспертными группами Всемирного банка и, разумеется, будем делать это впредь».
Мнение генерального директора НБКИ относительно предложений Всемирного банка следующее:
1. Введение нормы об обязательной передаче данных о заемщике и его кредитных обязательствах в бюро кредитных историй– правильная инициатива, которая даст уверенность кредиторам в максимальной транспарентности заемщиков. Стопроцентный охват кредитными историями заемщиков сделает розничное кредитование более цивилизованным и прогнозируемым, что благоприятно скажется, в том числе, и на условиях кредитования для заемщиков.
2. Сокращение сроков хранения информации в кредитной истории для России пока является преждевременной инициативой. Российские заемщики только начинают накапливать знания и приобретать необходимые потребительские навыки в сфере кредитования. Кредитная история, сформированная за 15 лет, способствует ответственному отношению заемщиков к своим кредитным обязательствам. Необходимо заметить, что большинство кредиторов, используя свои скоринговые модели, адекватно оценивает сроки наступления событий, зафиксированных в кредитной истории, уделяя внимание, главным образом, недавним записям.
3. Мы согласны с экспертами Всемирного банка в том, что было бы полезно информировать заемщика об отказе в кредите из-за плохой кредитной истории. Более того, НБКИ в прошлом году знакомило кредиторов-партнеров бюро с практикой общения с заемщиками, которые часто давали негативные оценки банкам, отказывающим в кредите без объяснения причин. В связи с этим мы рекомендовали коллегам информировать потенциальных клиентов о возможных причинах отказа. Соответствующие письма и методологические рекомендации НБКИ разослало банкам, и, насколько нам известно, многие кредиторы начали вносить рекомендованную нами информацию в рекламно-информационные материалы для потенциальных заемщиков.