Во 2 полугодии 2018 года впервые за несколько лет снизилось количество проданных в кредит автомобилей
Во 2 полугодии 2018 года впервые за несколько лет снизилось количество проданных в кредит автомобилей
По информации 4 200 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), во 2 полугодии 2018 года, впервые за несколько лет, рост выдачи автокредитов, фактически, прекратился. Во многом это было связано с сокращением объемов господдержки льготного кредитования.
Так, во второй половине 2018 года в кредит было продано 420,0 тыс. автомобилей, что на 0,1% меньше, чем было выдано за аналогичный период 2017 года (420,5 тыс. ед.). При этом в 1 полугодии 2018 года картина была совершенно иной – рост выдачи автокредитов в этом периоде по сравнению с 1 полугодием 2017 года составлял 26,5%.
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», темпы продаж новых легковых автомобилей во 2 полугодии 2018 года также снизились. Так, если в 1 полугодии 2018 года темпы роста авторынка были на уровне 16,6% (по сравнению с аналогичным периодом 2017 года), то во 2 полугодии динамика продаж новых автомобилей снизилась до 8,4%.
На фоне сокращения объемов господдержки льготного кредитования впервые за последние годы снизилась и доля «кредитных» автомобилей в структуре продаж. На это указывает сопоставление данных НБКИ об автокредитах и аналитического агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка (Таблица 1). Так, доля всех автомобилей, проданных в кредит во 2 полугодии 2018 года, отнесенная к рынку новых машин, составила 47,46%, существенно снизившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущим годом – на 4,07 процентных пункта (во 2 полугодии 2017 года – 51,53%).
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит
Период
|
Выдачи автокредитов*, тыс. ед.
|
Объем рынка** автомобилей, тыс. ед.
|
Доля всех кредитных автомобилей***
к объему рынка новых
|
2 полугодие 2017 года
|
420,53
|
816,03
|
51,53%
|
2 полугодие 2018 года
|
420,01
|
884,92
|
47,46%
|
Детализированная информация о показателях авторынка и рынка автокредитования предоставляется подписчикам аналитических материалов агентства «АВТОСТАТ» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ)
Во 2 полугодии 2018 года самые серьезные темпы сокращения автокредитования по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (среди 20 регионов РФ – лидеров по количеству выданных кредитов данного типа) были зафиксированы в Удмуртской Республике (-10,8%), Самарской области (-9,6%), Республике Татарстан (-7,8%), Нижегородской области (-6,0%) и Пермском крае (-4,6%). При этом в другой половине регионов РФ выдача автокредитов во 2 полугодии 2018 года росла, в т.ч. в Кемеровской (+30,8%) и Свердловской (+14,2%) областях, Ханты-Мансийском АО (+11,4%), а также Воронежской (+7,9%) и Оренбургской (+7,6%) областях (Таблица 2).
«Несмотря на то, что в 2018 году автокредитование выросло и, по сути, вернулось на «докризисные» уровни 2014 года, вторая половина ушедшего года свидетельствует о наметившейся стагнации данного сегмента розничного кредитования, - комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В первую очередь, это связано с окончанием ряда госпрограмм льготного автокредитования, которое оказывало высокий уровень поддержки автомобильной отрасли, стимулируя рост продаж. В результате, впервые за несколько лет доля «кредитных» автомашин в структуре продаж «упала» во 2 полугодии прошлого года ниже 50%. Первый квартал 2019 года покажет, насколько стойкой окажется тенденция по сокращению темпов автокредитования».
«Российский авторынок растет второй год подряд, причем демонстрируя двузначный рост, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Однако во втором полугодии 2018 года его темпы заметно снизились и составили менее 10%. Одной из причин снижения темпов рыночного роста является сокращение объемов господдержки льготного кредитования. При этом, несмотря на замедление темпов роста выдачи автокредитов, их доля в структуре продаж остается весьма значительной. Иными словами, роль кредитования в автомобильной отрасли по-прежнему велика».
Таблица 2. Динамика выдачи автокредитов во 2 полугодии 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (среди 20 регионов РФ с наибольшими объемами автокредитования), в ед.
|
По регионам
|
2 полугодие
2017 года
|
2 полугодие
2018 года
|
Изменение,
в %
|
1
|
Удмуртская Республика
|
7 958
|
7 100
|
-10,8%
|
2
|
Самарская область
|
13 949
|
12 603
|
-9,6%
|
3
|
Республика Татарстан
|
24 330
|
22 432
|
-7,8%
|
4
|
Нижегородская область
|
12 643
|
11 885
|
-6,0%
|
5
|
Пермский край
|
13 154
|
12 544
|
-4,6%
|
6
|
Ленинградская область
|
8 139
|
7 774
|
-4,5%
|
7
|
Ростовская область
|
11 848
|
11 510
|
-2,9%
|
8
|
г. Санкт-Петербург
|
27 131
|
26 477
|
-2,4%
|
9
|
Ставропольский край
|
7 240
|
7 153
|
-1,2%
|
10
|
Волгоградская область
|
6 844
|
6 832
|
-0,2%
|
11
|
Московская область
|
25 014
|
25 341
|
1,3%
|
12
|
Республика Башкортостан
|
20 199
|
20 796
|
3,0%
|
13
|
Краснодарский край
|
14 664
|
15 217
|
3,8%
|
14
|
г. Москва
|
32 083
|
33 393
|
4,1%
|
15
|
Челябинская область
|
13 797
|
14 639
|
6,1%
|
16
|
Оренбургская область
|
6 567
|
7 066
|
7,6%
|
17
|
Воронежская область
|
7 223
|
7 796
|
7,9%
|
18
|
Ханты-Мансийский АО - Югра
|
6 629
|
7 384
|
11,4%
|
19
|
Свердловская область
|
13 728
|
15 673
|
14,2%
|
20
|
Кемеровская область
|
5 762
|
7 536
|
30,8%
|