При этом в 4 квартале 2016 года темпы выдачи автокредитов были еще выше – рост на 23,2% до 161,3 тысяч.
При этом в 4 квартале 2016 года темпы выдачи автокредитов были еще выше – рост на 23,2% до 161,3 тысяч. Также существенно выросла в 2016 году доля «кредитных» автомобилей в структуре авторынка - до 44% (+7 процентных пунктов).
По информации 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2016 года количество проданных в кредит автомобилей составило 552,4 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,8% (в 2015 году - 485,3 тыс. единиц). При этом в 4 квартале 2016 года темпы роста автокредитования были еще выше – на 23,2%, а количество «кредитных» авто составило 161,3 тыс. ед. (в 4 кв. 2015 года - 130,9 тыс. ед.) (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Ежемесячная динамика выдачи автокредитов в 2015-2016 гг., в ед.
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2016 году сократился на 4,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 255,3 тыс. единиц (в 2015 году – 1 308,5 тыс. ед.). При этом в четвертом квартале 2016 года, впервые за 2 последних года был отмечен рост рынка новых автомобилей – на 8,5% до 367,5 тыс. единиц (в 4 кв. 2015 года – 338,7 тыс. ед.).
Сопоставление данных НБКИ об автокредитах и агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка указывает на увеличение доли «кредитных» автомобилей в общих продажах (Таблица 1). Так, в 2016 году доля автомобилей, проданных в кредит, составила 44,0%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 6,9 п.п. (в 2015 году - 37,1%).
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит
Период
|
Выдачи автокредитов*, тыс. ед.
|
Объем рынка** автомобилей, тыс. ед.
|
Доля кредитных автомобилей***
в объеме рынка
|
1 кв. 2014 г.
|
194,1
|
555,5
|
34,94%
|
2 кв. 2014 г.
|
205,7
|
553,3
|
37,18%
|
3 кв. 2014 г.
|
206,1
|
524,3
|
39,31%
|
4 кв. 2014 г.
|
217,5
|
704,4
|
30,88%
|
ВСЕГО в 2014 году
|
823,4
|
2 337,5
|
35,23%
|
1 кв. 2015 г.
|
60,4
|
275,2
|
21,95%
|
2 кв. 2015 г.
|
144,4
|
325,0
|
44,43%
|
3 кв. 2015 г.
|
149,6
|
369,6
|
40,48%
|
4 кв. 2015 г.
|
130,9
|
338,7
|
38,65%
|
ВСЕГО в 2015 году
|
485,3
|
1 308,5
|
37,09%
|
1 кв. 2016 г.
|
102,1
|
268,2
|
38,07%
|
2 кв. 2016 г.
|
134,8
|
303,5
|
44,42%
|
3 кв. 2016 г.
|
154,2
|
316,1
|
48,78%
|
4 кв. 2016 г.
|
161,3
|
367,5
|
43,89%
|
ВСЕГО в 2016 году
|
552,4
|
1 255,3
|
44,01%
|
Детализированная информация о показателях авторынка и рынка автокредитования предоставляется подписчикам аналитических материалов агентства «АВТОСТАТ» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ)
«Несмотря на продолжающееся второй год падение автомобильных продаж, темпы выдачи автокредитов и, соответственно, их доля в структуре авторынка неуклонно растут, - комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Вместе с тем, качество автокредитов продолжает ухудшаться, превысив уровень 9% (доля просроченной задолженности свыше 30 дней). Тем не менее, в этом сегменте розничного кредитования ситуация с просрочкой существенно лучше, чем в случае с необеспеченными кредитами. Важно, что новые данные и решения НБКИ позволяют кредиторам проводить детализированную оценку риск-профиля заемщиков и управлять рисками. Если говорить о факторах, продолжающих сдерживать развитие не только автокредитования, но и всего авторынка, то, по нашему мнению, главным из них по-прежнему остается снижение реальных доходов населения».
«Действительно, авторынок четвертый год подряд демонстрирует падение, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Однако результаты 4 квартала 2016 года вселяют оптимизм: впервые за два последних года был отмечен квартальный рост продаж автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Что касается роста доли «кредитных» автомобилей в структуре рынка, то он во многом обусловлен реализацией госпрограммы льготного автокредитования, действие которой продлевается и на 2017 год. Таким образом, автокредитование остается для банков одним из достаточно привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан – одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей».
Таблица 2. Топ-10 регионов с наибольшими объемами рынка новых легковых автомобилей в 2016 году
Регионы
|
Объем рынка** в 2016 году, ед.
|
Автокредиты
|
Доля автокредитов*** в объеме рынка в 2016 году
|
|
2016 год
|
Изменение к 2015 г., в %
|
г. Москва
|
200 365
|
50 069
|
20,9%
|
25,0%
|
Московская область
|
97 457
|
36 448
|
17,2%
|
37,4%
|
г. Санкт-Петербург
|
85 641
|
37 263
|
14,4%
|
43,5%
|
Республика Татарстан
|
59 436
|
35 940
|
11,5%
|
60,5%
|
Краснодарский край
|
48 736
|
18 850
|
20,1%
|
38,7%
|
Самарская область
|
43 970
|
20 705
|
15,2%
|
47,1%
|
Республика Башкортостан
|
43 656
|
24 684
|
14,3%
|
56,5%
|
Ростовская область
|
35 275
|
16 078
|
21,8%
|
45,6%
|
Свердловская область
|
33 910
|
16 029
|
11,8%
|
47,3%
|
Нижегородская область
|
31 167
|
17 733
|
7,9%
|
56,9%
|
Таблица 3. Топ-10 регионов с наибольшей долей автокредитов в структуре рынка в 2016 году
Регионы
|
Доля автокредитов*** в объеме рынка в 2016 году
|
Автокредиты
|
Объем рынка** в 2016 году, ед.
|
|
2016 год
|
Изменение к 2015 г.
| |
Республика Тыва
|
72,1%
|
325
|
-5,8%
|
451
|
Ленинградская область
|
69,7%
|
10 279
|
15,8%
|
14 748
|
Республика Марий Эл
|
65,5%
|
3 372
|
9,8%
|
5 147
|
Магаданская область
|
64,3%
|
184
|
55,9%
|
286
|
Республика Саха (Якутия)
|
64,1%
|
1 053
|
4,7%
|
1 644
|
Республика Адыгея
|
62,6%
|
1 629
|
11,0%
|
2 601
|
Еврейская автономная область
|
62,5%
|
60
|
25,0%
|
96
|
Курганская область
|
62,0%
|
2 680
|
9,3%
|
4 326
|
Удмуртская республика
|
61,7%
|
9 821
|
13,9%
|
15 927
|
Чукотский автономный округ
|
61,5%
|
72
|
33,3%
|
117
|
Чукотский автономный округ 61,5% 72 33,3% 117
Примечание: в целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и агентства «АВТОСТАТ».
* С учетом автомобилей с пробегом.
**На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ.
*** Доля кредитов, выданных на новые автомобили несколько меньше, т.к. отсутствует разбивка данных по выдачам кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом.
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» исследует автомобильный рынок с 2003 года, когда было выпущено первое ежегодное справочное издание «Автомобильный рынок России». Эксперты и аналитики готовят ежемесячные обзоры рынка, тематические отчеты по парку, регистрациям, импорту автомобилей. Агентство регулярно проводит конференции и обучающие семинары для автомобильных маркетологов. На начало 2016 года клиентами агентства являются более 2000 компаний: производители автомобилей и автокомпонентов, ведущие российские и зарубежные консалтинговые агентства, крупнейшие банки и страховые компании.
Контакты: Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» +7 (8482) 95-64-36; e-mail:
press@autostat.ru