По итогам 2 квартала 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 142,5 тыс. единиц.
А объем рынка новых легковых автомобилей сократился на 44,0%
По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2 квартала 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 142,5 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов сократилось на 42,4% (во 2 кв. 2019 года – 247,3 тыс. ед.). В то же время, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей во 2 квартале 2020 года уменьшился на 44,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 224,4 тыс. единиц (во 2 квартале 2019 года – 400,5 тыс. ед.) (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей и выдачи автокредитов в 2019 – 2020 гг.
Период
|
Выдачи автокредитов*, тыс. ед.
|
Объем рынка** автомобилей, тыс. ед.
|
1 кв. 2019 г.
|
195,5
|
322,9
|
2 кв. 2019 г.
|
247,0
|
400,5
|
3 кв. 2019 г.
|
262,6
|
406,5
|
4 кв. 2019 г.
|
245,2
|
463,1
|
1 кв. 2020 г.
|
221,5
|
375,6
|
2 кв. 2020 г.
|
142,5
|
224,4
|
Изменение за год
|
-42,4%
|
-44,0%
|
Изменение за квартал
|
-35,7%
|
-40,3%
|
В свою очередь, средний
персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в июне 2020 года составил 675 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов)
Во 2 квартале 2020 года самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (8,6 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (7,4 тыс. ед.), республиках Татарстан (7,2 тыс. ед.) и Башкортостан (7,0 тыс. ед.), а также в Московской области (6,7 тыс. ед.).
При этом самое серьезное сокращение выдачи автокредитов во 2 квартале 2020 года (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года было зафиксировано в Москве (-56,4%) и Московской области (-54,5%), Санкт-Петербурге (-50,6%), а также в Краснодарском (-49,4%) и Ставропольском (-49,3%) краях (Таблица 2).
«В период карантинных мероприятий в апреле-мае 2020 года наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, - полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле-мае фактически остановилось. Однако по мере отмены карантинных мероприятий в июне и реализации гражданами отложенного спроса, сегмент автокредитов постепенно начал восстанавливаться».
«Пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры самым негативным образом сказались на работе автодилеров, что в свою очередь не могло не повлиять и на автокредитование. – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – И объем покупок новых автомобилей, и объем выданных автокредитов во 2 квартале упали более чем на 40%. Однако с июня ситуация стала улучшаться. В первую очередь потому, что в первый летний месяц была разрешена работа автодилеров в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Во-вторых, были улучшены условия госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», которые оказывает серьезную поддержку как самому авторынку, так и автокредитованию».
Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 3.
Таблица 2. Динамика выдачи автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в регионах РФ во 2 квартале 2020 года в сравнении со 2 кварталом 2019 года (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования), в ед.
|
По регионам
|
2 квартал 2019, ед.
|
2 квартал 2020, ед.
|
Изменение,
в %
|
1
|
г. Москва
|
19 843
|
8 647
|
-56,4%
|
2
|
г. Санкт-Петербург
|
15 061
|
7 437
|
-50,6%
|
3
|
Республика Татарстан
|
12 232
|
7 235
|
-40,9%
|
4
|
Республика Башкортостан
|
10 989
|
6 966
|
-36,6%
|
5
|
Московская область
|
14 711
|
6 700
|
-54,5%
|
6
|
Свердловская область
|
8 585
|
5 948
|
-30,7%
|
7
|
Челябинская область
|
8 312
|
5 756
|
-30,8%
|
8
|
Кемеровская область
|
6 537
|
5 679
|
-13,1%
|
9
|
Самарская область
|
7 623
|
4 399
|
-42,3%
|
10
|
Нижегородская область
|
6 419
|
4 137
|
-35,6%
|
11
|
Краснодарский край
|
8 022
|
4 061
|
-49,4%
|
12
|
Пермский край
|
6 616
|
4 053
|
-38,7%
|
13
|
Ростовская область
|
6 491
|
3 511
|
-45,9%
|
14
|
Волгоградская область
|
4 546
|
2 933
|
-35,5%
|
15
|
Оренбургская область
|
4 251
|
2 677
|
-37,0%
|
16
|
Воронежская область
|
4 511
|
2 638
|
-41,5%
|
17
|
Ханты-Мансийский АО - Югра
|
4 385
|
2 561
|
-41,6%
|
18
|
Удмуртская Республика
|
4 141
|
2 412
|
-41,8%
|
19
|
Новосибирская область
|
3 077
|
2 379
|
-22,7%
|
20
|
Ленинградская область
|
4 283
|
2 276
|
-46,9%
|
21
|
Саратовская область
|
4 064
|
2 235
|
-45,0%
|
22
|
Ставропольский край
|
3 693
|
1 872
|
-49,3%
|
23
|
Красноярский край
|
3 409
|
1 820
|
-46,6%
|
24
|
Тульская область
|
3 304
|
1 724
|
-47,8%
|
25
|
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО)
|
2 549
|
1 684
|
-33,9%
|
26
|
Омская область
|
2 379
|
1 531
|
-35,6%
|
27
|
Алтайский край
|
2 157
|
1 509
|
-30,0%
|
28
|
Чувашская Республика
|
2 471
|
1 508
|
-39,0%
|
29
|
Ульяновская область
|
2 428
|
1 492
|
-38,6%
|
30
|
Белгородская область
|
2 199
|
1 463
|
-33,5%
|
Таблица 3. Динамика покупок новых легковых автомобилей в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка) во 2 квартале 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, %
|
Регион
|
2 кв. 2019,
ед.
|
2 кв. 2020, ед.
|
Изменение,
в %
|
1
|
Москва
|
62 069
|
26 702
|
-57,0
|
2
|
Московская область
|
31 646
|
14 945
|
-52,8
|
3
|
Санкт-Петербург
|
23 849
|
12 363
|
-48,2
|
4
|
Республика Татарстан
|
16 735
|
9 718
|
-41,9
|
5
|
Республика Башкортостан
|
13 985
|
7 998
|
-42,8
|
6
|
Краснодарский край
|
13 949
|
7 606
|
-45,5
|
7
|
Самарская область
|
13 779
|
8 467
|
-38,6
|
8
|
Свердловская область
|
12 373
|
8 234
|
-33,5
|
9
|
Челябинская область
|
10 477
|
6 868
|
-34,4
|
10
|
Ростовская область
|
9 339
|
5 458
|
-41,6
|
11
|
Нижегородская область
|
9 141
|
4 911
|
-46,3
|
12
|
Пермский край
|
8 062
|
4 828
|
-40,1
|
13
|
Ханты-Мансийский автономный округ
|
7 669
|
4 199
|
-45,2
|
14
|
Ленинградская область
|
6 497
|
3 450
|
-46,9
|
15
|
Воронежская область
|
6 478
|
4 172
|
-35,6
|
16
|
Волгоградская область
|
6 391
|
4 078
|
-36,2
|
17
|
Ставропольский край
|
6 333
|
3 242
|
-48,8
|
18
|
Саратовская область
|
6 058
|
3 480
|
-42,6
|
19
|
Кемеровская область
|
5 907
|
4 408
|
-25,4
|
20
|
Оренбургская область
|
5 657
|
4 064
|
-28,2
|
21
|
Красноярский край
|
5 291
|
3 245
|
-38,7
|
22
|
Удмуртская Республика
|
5 231
|
2 960
|
-43,4
|
23
|
Новосибирская область
|
4 783
|
2 971
|
-37,9
|
24
|
Тульская область
|
4 470
|
2 114
|
-52,7
|
25
|
Тюменская область
|
4 279
|
2 799
|
-34,6
|
26
|
Белгородская область
|
3 961
|
2 732
|
-31,0
|
27
|
Пензенская область
|
3 517
|
1 755
|
-50,1
|
28
|
Ульяновская область
|
3 512
|
2 004
|
-42,9
|
29
|
Вологодская область
|
3 509
|
2 256
|
-35,7
|
30
|
Рязанская область
|
3 493
|
2 124
|
-39,2
|