По итогам 3 квартала 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 275,8 тыс. единиц.
А объем рынка новых легковых автомобилей увеличился на 3,4%
По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 3 квартала 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 275,8 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных автокредитов выросло на 4,9% (в 3 кв. 2019 года – 263,0 тыс. ед.). В то же время, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 3 квартале 2020 года вырос на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 420,3 тыс. единиц (в 3 квартале 2019 года – 406,6 тыс. ед.) (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей и выдачи автокредитов в 2019 – 2020 гг.
Период
|
Выдачи автокредитов*, тыс. ед.
|
Объем рынка** автомобилей, тыс. ед.
|
1 кв. 2019 г.
|
195,5
|
322,9
|
2 кв. 2019 г.
|
247,0
|
400,5
|
3 кв. 2019 г.
|
263,0
|
406,6
|
4 кв. 2019 г.
|
245,2
|
463,1
|
1 кв. 2020 г.
|
221,5
|
375,6
|
2 кв. 2020 г.
|
146,6
|
224,4
|
3 кв. 2020 г.
|
275,8
|
420,3
|
Изменение за год
|
4,9%
|
3,4%
|
Изменение за квартал
|
88,1%
|
87,3%
|
В свою очередь средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в сентябре 2020 года составил 684 баллов (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов) (Таблица 2).
Размер автокредита
|
июнь 2020,
|
сентябрь 2020,
|
Динамика,
баллы
|
менее 100 тыс. руб.
|
553
|
562
|
9
|
от 100 до 500 тыс. руб.
|
664
|
672
|
8
|
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.
|
678
|
688
|
10
|
более 1 млн. руб.
|
688
|
697
|
9
|
По всем автокредитам
|
675
|
684
|
9
|
В 3 квартале 2020 года самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (20,7 тыс. ед.), Московской области (16,1 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (15,5 тыс. ед.), а также в республиках Татарстан (14,0 тыс. ед.) и Башкортостан (11,9 тыс. ед.),
При этом самый серьезный рост выдачи автокредитов в 3 квартале 2020 года (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года был зафиксирован в Нижегородской (+20,5%) и Свердловской (+17,3%), Ульяновской (+14,8%), Челябинской (+13,0%) и Кировской (+12,1%) областях. В то же время в ряде регионов выдача, напротив, сократилась, в том числе, в Кемеровской области (-24,7%), Чувашской Республике (-4,3%) и Санкт-Петербурге (-0,4%) (Таблица 3).
«В период «карантинных» мероприятий в апреле-мае 2020 года наиболее сильно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов, - отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Однако летом – в начале осени, сегмент автокредитования активно восстанавливался. В первую очередь, этому поспособствовало снятие летом карантинных ограничений в наиболее крупных и кредитно-активных регионах страны, прежде всего, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Благодаря этому граждане смогли вновь посещать автосалоны и реализовывать отложенный на несколько месяцев спрос. Помимо отложенного спроса, основными причинами активности на авторынке стали расширение условий госпрограмм льготного автокредитования, а также ожидание роста цен на автомобили.
В целом, банки продолжают реализовывать достаточно консервативную политику, выдавая автокредиты, прежде всего, тем гражданам, чьи показатели долговой нагрузки и
персонального кредитного рейтинга (ПКР) находятся на приемлемом уровне. Это означает, что рост выдачи автокредитов в последние месяцы происходит на фоне увеличения ПКР заемщиков по автокредитам или, иными словами, на фоне улучшения их качества».
«Во 2 квартале ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, негативно сказались как на работе автодилеров, так и на автокредитовании, – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – В летние месяцы ситуация улучшилась, и в результате в 3 квартале текущего года был зафиксирован рост авторынка по сравнению с 3 кварталом 2019 года. Основными причинами улучшения ситуации стали отложенный спрос, расширение условий госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль», а также продолжающийся рост цен. Последнее обстоятельство вынуждает потенциальных покупателей активизироваться и приобретать машины по текущим ценам, т.е. до того, как они станут еще дороже».
Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 4.
Таблица 3. Динамика выдачи автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в регионах РФ в 3 квартале 2020 года в сравнении с 3 кварталом 2019 года (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования), в ед.
|
По регионам
|
3 квартал 2019, ед.
|
3 квартал 2020, ед.
|
Изменение,
в %
|
1
|
г. Москва
|
19 590
|
20 697
|
5,7%
|
2
|
Московская область
|
16 037
|
16 120
|
0,5%
|
3
|
г. Санкт-Петербург
|
15 528
|
15 468
|
-0,4%
|
4
|
Республика Татарстан
|
13 704
|
13 952
|
1,8%
|
5
|
Республика Башкортостан
|
11 849
|
11 935
|
0,7%
|
6
|
Свердловская область
|
9 081
|
10 649
|
17,3%
|
7
|
Краснодарский край
|
9 178
|
9 790
|
6,7%
|
8
|
Челябинская область
|
8 572
|
9 690
|
13,0%
|
9
|
Нижегородская область
|
7 036
|
8 478
|
20,5%
|
10
|
Самарская область
|
7 542
|
7 933
|
5,2%
|
11
|
Ростовская область
|
7 306
|
7 715
|
5,6%
|
12
|
Пермский край
|
7 060
|
7 266
|
2,9%
|
13
|
Кемеровская область
|
7 146
|
5 383
|
-24,7%
|
14
|
Волгоградская область
|
4 848
|
5 096
|
5,1%
|
15
|
Воронежская область
|
4 623
|
4 963
|
7,4%
|
16
|
Ленинградская область
|
4 585
|
4 926
|
7,4%
|
17
|
Ханты-Мансийский АО - Югра
|
4 594
|
4 662
|
1,5%
|
18
|
Ставропольский край
|
4 227
|
4 614
|
9,2%
|
19
|
Оренбургская область
|
4 281
|
4 545
|
6,2%
|
20
|
Удмуртская Республика
|
4 507
|
4 533
|
0,6%
|
21
|
Саратовская область
|
3 989
|
4 448
|
11,5%
|
22
|
Новосибирская область
|
3 398
|
3 650
|
7,4%
|
23
|
Тульская область
|
3 542
|
3 547
|
0,1%
|
24
|
Красноярский край
|
3 270
|
3 461
|
5,8%
|
25
|
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО)
|
2 831
|
3 163
|
11,7%
|
26
|
Чувашская Республика
|
2 934
|
2 808
|
-4,3%
|
27
|
Ульяновская область
|
2 426
|
2 786
|
14,8%
|
28
|
Кировская область
|
2 482
|
2 782
|
12,1%
|
29
|
Омская область
|
2 521
|
2 688
|
6,6%
|
30
|
Белгородская область
|
2 435
|
2 580
|
6,0%
|
Таблица 4. Динамика покупок новых легковых автомобилей в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка) в 3 квартале 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, %
|
Регион
|
3 кв. 2019, ед.
|
3 кв. 2020, ед.
|
Изменение,
в %
|
1
|
Москва
|
59 129
|
54 177
|
-8,4
|
2
|
Московская область
|
31 627
|
34 201
|
8,1
|
3
|
Санкт-Петербург
|
24 642
|
24 788
|
0,6
|
4
|
Республика Татарстан
|
17 984
|
18 096
|
0,6
|
5
|
Краснодарский край
|
15 164
|
15 587
|
2,8
|
6
|
Республика Башкортостан
|
14 727
|
14 583
|
-1,0
|
7
|
Свердловская область
|
12 599
|
14 218
|
12,9
|
8
|
Самарская область
|
12 548
|
13 393
|
6,7
|
9
|
Челябинская область
|
10 295
|
11 604
|
12,7
|
10
|
Ростовская область
|
10 286
|
11 331
|
10,2
|
11
|
Нижегородская область
|
9 357
|
10 652
|
13,8
|
12
|
Пермский край
|
8 365
|
8 434
|
0,8
|
13
|
Ханты-Мансийский автономный округ
|
7 771
|
7 698
|
-0,9
|
14
|
Ставропольский край
|
6 646
|
7 005
|
5,4
|
15
|
Воронежская область
|
6 643
|
6 922
|
4,2
|
16
|
Волгоградская область
|
6 404
|
6 897
|
7,7
|
17
|
Саратовская область
|
5 888
|
6 555
|
11,3
|
18
|
Ленинградская область
|
6 847
|
6 442
|
-5,9
|
19
|
Оренбургская область
|
5 691
|
6 210
|
9,1
|
20
|
Кемеровская область
|
5 939
|
5 891
|
-0,8
|
21
|
Красноярский край
|
5 320
|
5 618
|
5,6
|
22
|
Новосибирская область
|
4 891
|
5 343
|
9,2
|
23
|
Удмуртская Республика
|
5 378
|
5 274
|
-1,9
|
24
|
Тюменская область
|
4 388
|
4 865
|
10,9
|
25
|
Тульская область
|
4 552
|
4 728
|
3,9
|
26
|
Белгородская область
|
4 238
|
4 436
|
4,7
|
27
|
Пензенская область
|
3 543
|
3 949
|
11,5
|
28
|
Рязанская область
|
3 665
|
3 910
|
6,7
|
29
|
Вологодская область
|
3 519
|
3 896
|
10,7
|
30
|
Архангельская область
|
3 308
|
3 735
|
12,9
|